rss
    Версия для печати

    ЖЖ Крыма. Инкерманский монастырь (Ч2) — Русь и снова Русь

    История Свято-Климентовского монастыря в Инкермане — это не только сказания о седой древности. Жизнь здесь продолжалась и в XVII веке, и в XIX, и теперь, в XXI. Здесь были обретены мощи прежде живших святых и угодили Богу новые подвижники благочестия.
    И сегодня разработки в известняковом карьере соседствуют здесь с Божественной литургией в пещерных храмах.

    Хочу зде учинити Русь

     

    Русский священник Иаков Лызлов, побывавший здесь в 1634 году, оставил важное духовное свидетельство, что в ХIV-XV веках монастырь из византийского стал русским. О священнике Иакове, прибывшем в Крым вместе с русским посланником Борисом Дворениновым, следует сказать особо. Читая его записки, понимаешь, что такое был в ХVII веке русский православный миссионер. Мало того, что он объездил все заброшенные в то время православные святыни Крыма, находя их по принципу «язык до Киева доведет» (попробуйте-ка теперь без карты и экскурсовода!), он еще и сделал столько, сколько иной современной духовной миссии не под силу.

    Сказание отца Иакова - ценнейшее свидетельство о том, как жили христиане и потомки христиан в Крыму после падения Византии, под турецко-татарским игом, и в каком состоянии находились христианские святыни. Иаков поднялся в Свято-Климентовский храм (в древности он именовался Георгиевским) по главной лестнице, ныне разрушенной. Здесь, у левого клироса, увидел он «гробницу каменну, длина двунадцети пядей, высота в пояс, как двум лечи широта, а в гробнице земля». Недолго раздумывая, Иаков принялся копать и обнаружил в гробнице «мощи наги нетленные», а «подле тех мощей друга мощи, кости наги». Иаков закрыл гробницу и вернулся в Севастополь.

    Приехал он сюда снова на следующий год специально для «уведения» мощей, взяв с собой толмача. Прибыв в Инкерман, они дождались ночи («Татарского ради зазору»), а потом пошли в Георгиевский храм и вынули из гробницы мощи, облачили нетленные останки в привезенные одежды и отпели панихиду «по всех православных християнех», поскольку не знали имен усопших, потом положили мощи в гробницу, покрыли покровом и отслужили молебен всем святым. Несколько дней они собирали сведения о мощах у местных греков и русских пленников, иные из которых находились в Крыму лет по сорок. Греки сказали, что не знают, кому принадлежат останки, никаких свидетельств о них, ни устных, ни письменных, не имеют, поскольку обитель запустела и благочестие иссякло уже через десять лет после взятия Царьграда. Тут выступил белорус, которого звали Василий Хромой, и сказал: «мне де здеся в городке сорок лет и я де застал те мощи целы, а брада де была черна продолговата и одежда де была на мощах цела, а покрыт де был черным бархотом»...

    И еще сказал Василий Хромой, что несколько лет назад татары, которые почему-то очень боялись нетленных мощей, вынули их из гробницы, отнесли в степь и закопали глубоко. Можно себе представить их ужас, когда утром обнаружилось, что мощи по-прежнему находятся в усыпальнице. Татары снова отнесли честные останки к той же яме и закопали еще глубже. «Наутрее мощи паки обретошася в той же гробнице»! Татары, «с великой яростию пришедше в церковь идеже мощи, яко львы рыкающе, окаяннии агаряне», решили, что останки выкапывают христиане - русские, греки или армяне, и в назидание им сделали так: накинули мощам на ноги веревку, привязали другой конец к лошади и погнали ее в степь, сбросили в яму и не только закопали, но и заложили сверху тяжелыми камнями, и поставили у могилы стражу, точно римляне у усыпальницы Христа. Но, как и в Евангельские времена, не помогли ни камни, ни стража... Тогда один татарин, живший от Инкермана верстах в двух, исполнился такой великой ярости, что пришел в церковь, вытащил мощи из гробницы, осыпая их проклятиями, и выбросил в окно с высоты пятьдесят сажен на землю, прямо в весеннюю грязь. В ту пору, как «поганый агарянин» свершал свое «всесквернавое дело», у него дома «невидимою силою побило вся сущая его и жену, и дети, и скот», а потом он и сам погиб, едва преступив свой порог. С тех пор татары мощи больше никогда не трогали и в церкви не появлялись.

    На следующий день отец Иаков и его спутники поставили гроб с нетленными мощами на повозку, заложили его сверху камнями и отправились к себе в стан. Но перед самым отбытием на родину одному из паломников (вероятно, это был сам священник Иаков, не назвавший свое имя по смирению), явился во сне святой, образ которого они видели слева от гробницы - «ростом велик, одежда как на Дмитрее Мученике Селунском» - и строго-настрого запретил увозить из Крыма его останки: «Мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день».

    Вот важное духовное свидетельство, что Крым был Русью еще до падения Византии. Впоследствии эти слова святого были начертаны на камне, заложенном в арку крепостных ворот на плато Монастырской скалы.

     

    Из XX века в XXI

     

    В стенах монастыря паломник увидит несколько могил. Два креста под отвесной скалой - последний земной дом человека, восстановившего здешнюю обитель, и его соработника. Именно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого) в 1991 году началось и довольно успешно шло возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

    Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Он родился в Севастополе в 1955 году, служил в военно-морском флоте. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято-Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении поврежденной мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника. Его первым приходом стал храм Двенадцати апостолов в Балаклаве. Ремонт храма и собирание общины - эти два дела целиком наполнили внешнюю жизнь священника. Внутреннюю наполняла молитва. Трудно было восстанавливать церковь в Балаклаве и одновременно храм святых равноапостольных Константина и Елены в селе Флотском. Но никто не видел отца Александра огорченным, он напротив был жизнерадостным, говоря: «Господь все управит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

    Отец Александр получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В 1992 году был назначен настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. В 1994 году он принял монашеский постриг с именем Августин, а через восемь дней отправился в Свято-Георгиевский монастырь, куда его назначили наместником. Под его руководством постепенно ожила древняя обитель. По проекту отца наместника был отреставрирован древний пещерный храм Рождества Христова.

    В 1995 году отец архимандрит начал восстанавливать Спасо-Преображенский скит около села Терновка. В самом же селе был построен храм во имя святого мученика Евстратия Киево-Печерского. Как бы предчувствуя свою гибель, отец Августин старался сделать как можно больше для восстановления разоренных таврических монастырей и храмов. Вместе с иеромонахом Агапитом, благочинным Свято-Климентовского монастыря, архимандрит Августин отправился начать новое богоугодное дело, но под Белгородом их машина врезалась в грузовик. День их трагической гибели - 13 сентября 1996 года.

    Тела погибших решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, которую когда-то возродил архимандрит Августин. В день отпевания с самого утра шел дождь, но как только началась литургия, он прекратился, и небо прояснело, а после окончания службы дождь пошел вновь. Когда во время отпевания гробы стали опускать в землю, с неба дважды прозвучали сильные раскаты грома, будто сам Господь возвестил об окончании панихиды. Присутствовавший на погребении старец Кирилл (Павлов) сказал: «Души этих иноков созрели для Царства Божия». За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

     

    Крепости и пещеры

     

    Высоко над дорогой, на плато Монастырской скалы, хорошо видны остатки старинных крепостных сооружений. Это средневековая крепость Каламита. С юга и запада крепость защищена обрывами, с севера и востока - высеченным в скале рвом и стеной, состоявшей из трех куртин с пятью двухэтажными прямоугольными полубашнями и одной круглой башни с проездными воротами.

    Возникновение Каламиты относится к VI в. Вероятно, крепость была воздвигнута для защиты торговых путей, которые вели из степной части Крыма в Херсонес.

    Позже, с расцветом в юго-западной Таврике православного феодального княжества Феодоро (в XV в. в русских и западноевропейских источниках его называли Мангупским), в устье речки Черной стал развиваться торговый порт. Для его защиты мангупский князь Алексей в 1427 г. перестроил крепость.

    В 1475 году княжество Феодоро пало под ударами турок. Стремясь укрепить свои позиции на побережье Черного и Азовского морей, турецкие завоеватели возводили здесь новые крепости и перестраивали старые. Перестроили они и Каламиту, приспособив ее к использованию огнестрельного оружия. Они владели Каламитой 1774 года. Турки переименовали крепость, назвав ее Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Название это не случайно: скала, на которой построено укрепление, уже тогда была изрезана многочисленными пещерами. Одни из них имели военное значение, другие использовались как хозяйственные, культовые и даже жилые помещения.

    Сегодня в некоторые из этих пещер можно спуститься без всякой специальной подготовки и снаряжения. Этим, правда, занимаются не только паломники: на легкодоступных ярусах достаточно битого стекла, иногда встречаются и шприцы. А в одной из пещер мы видели большое, во всю стену, неумелое и наивное, несколько даже аляповатое изображение. Художник, несомненно, имел в виду лик Христа. По крайней мере, угадывается нимб с крестом. На икону это не похоже, но все же заставляет вспомнить о Том, ради Кого монахи терпят холод и одиночество своих каменных келий...

    Формально и административно монастырь находится в черте Севастополя. Фактически же, приходя сюда, понимаешь, что это уже за границей города. В город и обратно гремят электрички, с городом связывает железная дорога, проходящая прямо по территории обители. А здесь взыскуют иного града...

     

    Материалы по истории монастыря и крепости взяты с сайтов:

    http://gostyam.sebastopol.ua/Kalamita.shtml

    http://www.palmarius.com.ua/palom/obj_palom/sevas_sv_klimentov.htm

    http://www.mangup.bigyalta.net/tourism/inkerman.shtml

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Максим, Киев21.07.2009 13:13 #
    Бог славный, Бог преславный! Аминь!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru