rss
    Версия для печати

    Толкин о вере, неверии, Причастии и Церкви

    Толкин умел писать не только фэнтези, но и письма. Еще более удивительно, что он умел и любил писать письма своим детям, просившим у него совета как в бытовых вопросах, так и в духовной жизни. И, конечно, упоминание о «слабеющей вере» в письме сына не могло не встревожить отца-христианина.
    Из письма к Майклу Толкину 1 ноября 1963[i].

    Преданность «науке» как таковой, без оглядки на собственную репутацию, это высокое и в некотором смысле даже духовное призвание; а поскольку оно «высокое», оно неизбежно принижается самозваными собратьями, усталыми собратьями, жаждой денег (или даже вполне оправданной потребностью в деньгах) и гордыней: людьми, которые говорят «мой предмет» и вовсе не имеют в виду «предмет, которым я смиренно занимаюсь», но «предмет, который я собою украшаю» или «сделал своим». Разумеется, в университетах такая преданность обычно унижена и запятнана. Однако она по-прежнему жива. Если с отвращением закрыть университеты, она исчезнет с земли - до тех пор, пока университеты не возродятся и в свой срок снова не падут жертвами морального разложения. Куда более возвышенная преданность религии не в силах избежать той же участи. Ее, конечно же, в определенной степени принижают все «профессионалы» (и все практикующие христиане), а кое-кто в разные времена и в разных местах бурно негодует; а поскольку цель - выше, недостаток представляется куда худшим (и таков и есть). Но нельзя сохранить традицию учености или истинной науки без школ и университетов, а это подразумевает преподавателей и донов. Нельзя сохранить религию без церкви и церковных служителей, а это означает профессионалов: священников и епископов - а также монахов. (По крайней мере, некогда они со всей определенностью были необходимы. И если сегодня нас огорчают или порой шокируют те, которых мы видим близко, думается мне, нам должно вспомнить о том, в каком великом долгу мы перед бенедиктинцами. А также о том, что (подобно Церкви) они постоянно поддавались мамоне и миру, но так и поддались окончательно. Внутреннее пламя не удалось загасить). Драгоценное вино не может (в этом мире) храниться без бутылки (мерзкая паутина, пыль и запачканная этикетка не обязательно служат показателем испортившегося содержимого, для тех, кто умеет извлекать старые пробки) или какого-нибудь менее достойного сосуда. Что до меня, я обнаружил, что цинизма у меня скорее убавляется, чем прибавляется, - когда я вспоминаю собственные свои грехи и глупости; и сознаю, что сердца человеческие зачастую не так плохи, как их поступки, и очень редко так плохи, как их слова. (Особенно в нашу эпоху, эпоху глумления и цинизма. Мы свободнее от лицемерия, поскольку «не годится» щеголять праведностью или изрекать высокие слова; но это «лицемерие наоборот», подобно широко распространенному «снобизму наоборот»: люди притворяются хуже, чем есть на самом деле....)

    Однако же ты говорищь о «слабеющей вере». Это совсем другое дело. В качестве последнего прибежища вера - это акт воли, вдохновленный любовью. Нашу любовь возможно охладить, а волю - подорвать зрелищем недостатков, глупости и даже грехов Церкви и ее служителей, но я не думаю, что человек, некогда обладавший верой, повернет вспять в силу этих причин (и менее всего - тот, хоть сколько-то знаком с историей). «Возмутительный факт», самое большее, - повод для искушения, как непристойность - для похоти; первое не создает второе, но пробуждает. Это удобно, потому что обычно отвращает наш взор от нас самих и наших собственных недостатков в поисках козла отпущения. Но вера как акт воли - это не один-единственный момент принятия окончательного решения: это постоянный, повторяемый до бесконечности акт; состояние, которому должно длиться - так что мы молимся о «неослабном упорстве». Искушение «неверия» (что на самом деле означает отвергнуть Господа Нашего и его веления) всегда здесь, внутри нас. Некая наша часть жаждет найти ему оправдание за пределами нас. И чем сильнее внутреннее искушение, тем с большей готовностью, тем более непримиримо мы бываем «возмущены» поступками других. Думаю, я столько же чувствителен, как и ты (или любой другой христианин) к «возмутительным фактам», связанным как со священством, так и с мирянами, Мне в жизни пришлось немало пострадать от глупых, усталых, охладевших и даже дурных священников; но теперь я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать: мне не должно оставлять Церковь (что для меня означало бы оставить служение Господу Нашему) в силу подобных причин; оставить Церковь мне следовало бы лишь в том случае, если бы я перестал верить, и мне не следовало бы yвepовать вновь, даже если бы я в жизни не встретил среди церковнослужителей никого, кто не был бы мудр и праведен. То есть я бы отрекся от Святого Причастия: в лицо назвал бы Господа Нашего обманщиком.

    Если Он - обманщик, а Евангелия - лишь подделка, то есть фальсифицированные рассказы о безумце, страдающем манией величия (а это - единственная альтернатива), тогда, конечно же, то зрелище, что являет собою Церковь (в смысле, священство) в истории и сегодня - просто-напросто свидетельство грандиозного мошенничества. Однако если нет, то зрелище это, увы! - лишь то, чего следовало ожидать: началось это еще до первой Пасхи и веру вообще не затрагивает - разве что в том, что мы можем и должны глубоко огорчаться. Но огорчаться нам следует во имя Господа нашего и за Него, ассоциируя себя самих с беззаконниками, а не со святыми, и не восклицая, что мы никак не можем «принять» Иуду Искариота, или даже нелепого, трусоватого Симона Петра, или глупых женщин, вроде матери Иакова, что пыталась «продвигать» своих сыновей.

    Требуется фантастическая воля к неверию, чтобы предположить, будто Иисус на самом деле никогда не «существовал», и более того - предположить, будто он не говорил ничего из того, что о нем написано; настолько невероятно, чтобы в те времена в мире нашелся хоть кто-либе), способный такое «выдумать»: как, например, «прежде нежели был Aвраам, Я есмь»... «Видевший Меня видел Отца»...; или провозглашение Святого Причастия у Иоанна,..: «Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». Потому мы должны либо уверовать в Него и в то, что Он говорил, и принять последствия; либо отвергнуть его и опять-таки принять последствия. Мне, например, трудно поверить, что кто-либо, однажды приступивший к Причастию, хотя бы только раз, и по меньшей мере с правильным намерением, сможет когда-либо вновь отвергнуть Его, не запятнав себя тяжким грехом. (Однако ж каждая Отдельная душа и ее обстоятельства ведомы Ему одному.)

    Единственное лекарство для слабеющей и убывающей веры - это приобщение Святых Таинств. Несмотря на то, что Святое Причастие всегда остается самим Собою, совершенным, цельным и нерушимым, оно не действует окончательно и раз и навсегда на кого бы то ни было из нас. Подобно акту Веры, воздействие его должно быть непрерывным и возрастать по мере повторения. Частое применение наиболее эффективно. Семь раз в неделю принесут больше пользы, нежели семь раз через промежутки. Кроме того, могу порекомендовать следующее упражнение (увы, возможностей для этого предостаточно!): причащаться в обстоятельствах, оскорбляющих твой вкус. Выбери гнусавого или косноязычного священника, или заносчивого, вульгарного монаха; и церковь, битком набитую самыми обычными обывателями, невоспитанными детьми, - от тех, что орут и вопят, до тех продуктов католических школ, что, едва откроют дарохранительницу, откидываются назад и зевают, - неопрятными юнцами в рубахах нараспашку, женщинами в брюках, зачастую растрепанными, с непокрытой головой, Ступай к Причастию с ними (и молись за них), Эффект будет тот же (или даже лучше), нежели от мессы, которую прекрасно читает явный праведник, а вместе с тобою слушают ее несколько набожных, достойных людей. (Ведь оно вряд ли хуже мессы с насыщением Пяти Тысяч - после чего Господь Наш возвестил грядущее насыщение).



    [i] Дж. Р. Р. Толкин. Письма. М.: Изд-во Эксмо, 2004.С. 380 - 383.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Волков, Орел8.08.2008 14:56 #
    Юлиана:
    «Очевидно, что очень многие наши статьи находят отклик у вас, т.к. очень часто вы делитесь с нами своими мыслями…»

    Волков: Работа у меня пока такая – «откликаться» на замеченный «непорядок» и «понуждать-содействовать» лиц(ам) его устранению…


    Юлиана:
    В данном случае - в отношении Майи - хочется отметить, что у каждого из нас свой путь к Богу и "Дух дышет идеже хощет"…

    Волков: Надо полагать, одна из задач вашего издания - с обоснованием подсказать человеку наиболее безопасный тому путь дабы «не соблазнить малых сих…».
    Но разве отвечает этому критерию и «следом» выставленный текст Толкина о Церкви: «Когда нас побуждают от нее отречься»?
    А примечание редакции к этому материалу, что «Дж. Р. Толкин был католиком, об этом не следует забывать, читая письмо…» не вызывает ли «ассоциации» с предупреждением Минздрава о нанесении вреда здоровью на пачках сигарет?
    А как поступает ответственный родитель в отношении такового «зелья»? Сам не потребляет и чад от того ограждает… Ибо не разумеют они пока еще того, что католицизм – это иудаизм в христианстве.


    Юлиана:
    Что противозаконного в том, что Толкин, талантливый писатель, вдохновляет начинающих свой путь в Православии людей на то, чтоб пойти к Исповеди, Причастию?

    Волков: Если имеется ввиду Майя, то… Разве есть основания полагать, что она собирается начать свой путь именно в Православии? «исТолкование» ее слов: «Спасибо за возможность убедиться в том, что истинные христиане - не только православные» вовсе не дает такой уверенности…


    Юлиана:
    Мы грешные люди и не застрахованы от ошибок...

    Волков: Это еще вопрос – что считать ошибкой, как к ней «подходить» и какой может оказаться ее «цена»…
    Сказка ложь – да в ней намек? Так, кажется, у А.С. Пушкина говорится: «А потом они признались, повинились, разрыдались – царь от радости такой, отпустил всех трех домой…».
    Наверное, и оттого, «смилостивился» государь, что суммарно-индивидуальный масштаб прегрешений «ткачихи-поварихи-бабарихи» в целом-общем коснулся достаточно узкого «семейного монаршего круга» и все, в итоге, завершилось благополучно… А будь иначе…
    Разве промах в духовном просвещении не может стоить человеку-читателю Жизни?

    Юлиана: «Если у вас есть конкретные замечания, предложения в отношении нашей работы или публикаций - пишите, вы нам очень этим поможете».

    Волков: Есть.
    Вся конкретика дела есть «производные» реализации в соответствующей работе следующего принципа:
    «Общение оправдано тогда, если в ходе его совершается духовная работа (или человек «подвигается» к ней).

    Кстати – нельзя ли убрать «входной» контрольный «калейдоскоп» - к чему он? И может, подскажите, где «потерялось» сообщение со ссылкой на работу «От перестановки мест слагаемых сумма…».

    Юлиана, редактор, Москва7.08.2008 16:12 #
    Дорогой читатель Волков!
    Спасибо за внимание к нашему сайту. Очевидно, что очень многие наши статьи находят отклик у вас, т.к. очень часто вы делитесь с нами своими мыслями. В данном случае - в отношении Майи - хочется отметить, что у каждого из нас свой путь в Богу и "Дух дышет идеже хощет". Что противозаконного в том, что Толкин, талантливый писатель, вдохновляет начинающих свой путь в Православии людей на то, чтоб пойти к Исповеди, Причастию? А в отношении нашей редакции: мы очень хотим быть открытыми к общению со всеми, кто приходит на сайт. Мы грешные люди и не застрахованы от ошибок, с Божией помощью надеемся что-то в себе исправить. Если у вас есть конкретные замечания, предложения в отношении нашей работы или публикаций - пишите, вы нам очень этим поможете.
    Волков, Орел7.08.2008 14:21 #
    Уважаемая, Майя!
    Обаяние - «категория» в большей степени все же магическая - оказавшись в недостатке духовного опыта в «объятиях» Толкина так можно и не заметить опасных «когтей» лукавого!
    Имеется прямая связь-корреляция духовного состояния человека и того, что «выдается» «им» в текстах-произведениях…
    Семь раз в неделю «советует» Толкин совершать Святое Причастие да еще рекомендует упражняться причащаться «в обстоятельствах, оскорбляющих твой вкус». Так вот, Майя, сами слова эти свидетельствуют - выдают духовное состояние Толкина - далекое от совершенства, а значит не позволяющее учесть нюансы-тонкости и, главное, опасности - а они, безусловно, имеются…
    Иуда Искариот от Самого Христа причастился, но в «силу» своего соответствующего духовного состояния и намерений вместе с куском хлеба в Иуду вошел сатана!
    А вот такой пример святой Марии Египетской - всего два раза в жизни причастилась и ведь не оттого, что пустынницей была! Зададимся вопросом – с чего бы это?
    К исповеди же готовьтесь и идите обязательно - разумеется, в Православный храм. В воле Господа устроить для Вас все правильно - если изначально ответственно подойдете к делу.

    PS. Настоятелю храма М. Козлову и редакции.
    Очень «жаль», что в интереснейшем по многообразию и перспективном в потенциале издании, публикации не «сопровождаются» должным образом достаточно «сведущими» в духовном отношении людьми.

    майя полякова, Москва4.08.2008 19:40 #
    Спасибо за возможность убедиться в том, что истинные христиане - не только православные. Многие мысли автор "Властелина колец" смог донести до меня лучше, чем разные книжечки, которые я прочитывала,хотя может быть, это обояние художника. Во всяком случае буду готовиться к исповеди.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru