rss
    Версия для печати

    Право на бунт

    Франция. Белый дом на зеленой лужайке. Внутри жилища семья: мама, папа, дочь и сын. Но никто не знает, что за стенами уютного коттеджа разыгрывается семейная драма. С первых кадров зритель становится со-участниками происходящего. Машина скорой помощи и чье-то окровавленное тело под белой простыней. Но чье?

    Интрига в духе традиционного детектива остается не разгаданной до самого конца фильма. Не смотря на провокационное начало, перед нами не что иное, как мастерски построенная семейная драма. Название киноленты красноречиво говорит, какой конфликт лежит в основе действия. В центре внимания режиссера отношения между матерью и сыном, который вот-вот вступит в пубертатный период. Казалось бы, типичная история взросления человека, проблемы с родителями, непонимание. Но режиссер доводит всех героев киноленты до нервного срыва, до крови. Марциаль Фужерон, которого называют последователем братьев Дарденн, никому не делает скидок. Он пристально наблюдает за внутренними переменами всех членов семьи с любопытством психолога.

    Перед нами типичная семья, где у каждого своя роль. Отец - университетский профессор, который засиживается на работе допоздна, а когда оказывается дома, просит - не беспокоить. Старшая дочь уже почти выпускница колледжа. Младший сын Жюльен еще только вступает в пору взросления. Мать домохозяйничает, воспитывает детей. Перед нами рачительная хозяйка, которая будто бы ограждает мужа от излишних хлопот по дому, а тот и рад самоустраниться. Очевидно, что эта женщина с сухим волевым лицом, так редко улыбающаяся, не кто иной, как истинный хозяин в доме. У нее все под контролем: и муж, и дети, и деньги.

    Образ этой женщины-матери продуман очень хорошо. Ей сухость не только метафизическая, но и вполне ощутимая. Она носит строгие наряды, волосы всегда укладывает одинаково и живет по строгому распорядку. К этому она призывает и всех своих домочадцев.

    Однажды младший сын Жюльен (он очень любит шоколад) подарил матери коробку конфет. Просто так. На что она не сказала ни «спасибо», ни улыбнулась. Начала спрашивать: «Разве сегодня праздник? До Пасхи еще далеко! Жюльен, зачем ты это сделал? Откуда у тебя деньги? Я же запретила отцу давать тебе на карманные расходы? Как? Жюльен, разве этому я тебя учила? Разве я разрешала тебе тратить? Убирайся прочь! И чтобы я тебя больше не видела! Забирай конфеты!» После чего зритель становится свидетелем материнских рыданий в голос и сыновнего смущения и страха.

    Эта и многие другие сцены показывают психологический контраст матери и сына. Жюльен, одним словом, милый ребенок. В нем нет ничего от грубого нахального подростка. Он прилежно учится, играет в футбол, занимается физикой, а больше всего он любит музицировать на пианино. Внимательная камера показывает нам его тонкие аккуратные руки и приятный румянец лица, чистые доверчивые глаза ребенка, которые мало общего имеют с суровыми материнскими. При этом она Жюльена обожает. Мать пристально следит за тем, что он ест, как одевается, как проводит свободное время. Сначала все было вполне безобидно. Женщина просто заставляла его доедать порцию обеда до конца, пусть ребенок и просиживал над тарелкой до поздней ночи. Она часто говорила за семейным ужином: «Жюльен, я сделала это блюдо специально для тебя!» Мальчик молча смотрел на содержимое тарелки. Вообще, он очень неразговорчивый, замкнутый ребенок. Именно эта черта его характера и послужила развитию «баталии».

    Постепенно мать входит во вкус. Она постоянно ходит в школу и справляется об успехах сына. А дома если, что не так, запрещает Жюльену гулять с друзьями, играть на пианино. А почему нет? Ведь ребенку нужна дисциплина, ему нужно учиться! Так думает мать. Её раздражает малейшее неповиновение. Мать этой женщины, бабушка Жюльена, наоборот из той категории французских бабуль, которые следят за модой и разрешают свои внукам всё. Она балует Жюльена, покупает ему красивый свитер. В то время как мать мальчика, запрещает ему носить модную одежду. Только белые рубашки, только классика! Да, и прическа тоже: волосок к волоску, никаких растрепанных прядей!

    Хотя главные действующие лица в этой драме мать и сын, но режиссер для каждого члена семьи готовит выход на сцену. Здесь каждый рано или поздно решается на маленький бунт. Этот акт влияет на характеры, так или иначе. Но зритель с нетерпением ждет: заговорит ли этот молчаливый ребенок Жюльен?

    Этот мальчик не способен на то, чтобы убежать из дома, рассказать сверстникам, учителям о проблеме. Все же наступает момент, когда он идет на риск.

    «Мой сын для меня»  - формула жизни матери Жюльена. Женщина любит сына, но какой-то странной любовью. Чем дальше, тем больше всё это наводит на мысли об эдиповом комплексе. Этот фильм - хороший пример для родителей, который показывает, что даже у любви есть рамки. Что даже любовь может перерасти в террор. Это и хороший пример для детей - нужно иногда бунтовать.

    Ничто в фильме не вызывает восклицания: «Не верю!» Смотришь, как документальную историю, честную и реальную. Жалко, что эта картина не вышла в широкий прокат в России, хотя была удостоена приза за режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне в 2006 году. А Натали Бай, сыгравшая мать-террористку, тоже получила свою «серебряную раковину» за актерскую игру на испанском кинофестивале.

    «Мой сын для меня» - драма

    Франция, Бельгия

    Режиссер: Марциаль Фужерон,

    В ролях: Натали Бэй, Виктор Сево, Оливье Гурме, Мари Кремер

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru