rss
    Версия для печати

    Православная икона - это...

    Здесь вы можете ознакомиться с подборкой материалов из Интернета о православной иконе и ее почитании с краткими аннотациями.

    Икона - свидетельство Боговоплощения

    Вторая заповедь Закона Божия, данного израильтянам чрез Моисея на Синае, ясно говорит: Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им (Исх. 20, 4-5).Эта заповедь строго запрещает как бы то ни было изображать Бога или уподоблять Его какому-либо видимому нами земному образу.

    Читайте далее...

    http://bogoslov.ru/library/text/291481/index.html 

    Живое и неодушевленное в иконописи 

    Живое и неодушевленное сопровождает икону от самого ее возникновения. Уже материалы делятся по этому признаку: на неодушевленные минералы, высушенное (а, значит, мертвое) дерево – доску, и яйцо, содержащее в себе жизнь. "Икона входит в весь комплекс приношения человека, которым Церковь осуществляет свое назначение: освящать человека и преображать мир, превращать вещество в путь к Богу, в способ общения с Ним".

     Читайте далее...

    http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040512125925 

    Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?

    Каждая икона - древняя или новая, известная сотни лет или написанная лишь вчера - в том только случае может быть названа православной, если она со стороны своей композиции и исполнения удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям догматико-каноническим и иконографическим. Без соблюдения этого условия она не может считаться иконой, достойной религиозного почитания православных христиан.

    Читайте далее...

    http://bogoslov.ru/text/259423.html 

    Богословское и метафизическое значение иконы

    Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» (Вл. Лосский) есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.

    В церковном учении об иконах можно выделить четыре тесно переплетенных между собой аспекта:

    • дидактический, соответствующий «буквально» тексту и сюжетной стороне Писания и Предания;
    • символический (соответствующий «аллегорическому» уровню Библии);
    • мистический (лица, «изображенные» на иконе, сами присутствуют в своем изображении", реально являясь в нем миру;
    • и, наконец, тесно связанный с мистическим, собственно литургический аспект иконы (в структуре богослужения икона обладает Божественной энергией, силой литургического образа).

    В продолжении  - версия Википедии о позиции иконоборцев и иконопочитателей   

    Проект Богослов.ру предложит  подборку научных работ и статей по теме иконопочитания.

    О почитании икон в православной традиции

    "Икона" в пеpеводе с гpеческого означает "обpаз". Когда некотоpая pеальность отpажается в дpyгом матеpиале - это обpаз. Отпечаток, оставленный пеpстнем в сypгyче или воске - это обpаз. Моя память о каком-то событии - это обpаз. Отpажение дpyгого человека в моем сознании и в моих глазах - это обpаз. Слово, котоpым обозначается пpедмет - это обpаз: любое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отобpажение в моей pечи. Человек неизбежно живет в миpе обpазов. Даже стол, котоpый я вижy пеpед собой, дан мне как обpаз (мое сознание непосpедственно pаботает с обpазом стола на сетчатке моего глаза). И вся кyльтypа - от мyзыки до скyльптypы, от литеpатypы до живописи, есть обpаз. Тем самым вся кyльтypная деятельность человека есть наyчение жить в миpе неизбежных обpазов. В этой школе y человека должно pазвиться ожидание того, что pеальность многомеpнее и сложнее своих обpазов, и в то же вpемя смиpение с тем, что познание миpа без посpедства обpазов вообще невозможно.

    Читайте далее...

    http://www.pravmir.ru/article_239.html 

    Икона и дети 

    Когда смотришь на древнерусские иконы, ловишь себя на мысли о сходстве святых ликов с детскими лицами. Эта особая нежная, ласковая "детскость" заметно удавалась преп. Андрею Рублеву: взять, к примеру, хотя бы фрески Успенского собора во Владимире. И наоборот, изображая детей, изографы придавали им определенную "зрелость". Подчас ребенок визуально отличается от взрослого лишь своим масштабом да отсутствием бороды и усов.

    Читайте далее...

    http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/icona&children.htm 

    Иконостас

    Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус – иконы Деисиса. Четвертый – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

    http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas.shtml 

    Как беречь иконы

    Почему так важно сохранить эти потемневшие, потрескавшиеся, часто полу обсыпавшиеся изображения? Зачем? Ведь при нынешнем изобилии иконописцев, казалось бы, можно написать новые. Но новое - не значит равное по достоинству. Необходимо признать, что изучение технологий и техники иконописи началось совсем недавно, систематическое же и обширное образование получают единицы.

    Читайте далее...

    http://www.foma.ru/articles/925/ 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Виктор, Ковель2.07.2009 23:21 #
    Спасибо.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru