rss
    Версия для печати

    Епископ: власть служения и власть любви

    Епископ - в Церкви и Церковь - в епископе. Для того, чтобы уяснить смысл епископской власти, о которой мы часто упоминали, следует иметь в виду ее особенность, проистекающую от из природы церковного общения. Церковная власть имеет иную основу, чем власть государственная.
    Непрерывность апостольского преемства есть объективный факт, который ничем не может быть заменен или восполнен там, где онфото с сайта http://www.museum.ru отсутствует или даже только искажен. Разрушение или отвержение общецерковного предания есть и духовная утрата, которая обедняет церковную жизнь, лишая ее присущей ей полноты. Разумеется, благодать рукоположения нельзя понимать в каком-то "магическом" смысле. И епископское служение имеет силу только в единении с Церковью и в Церкви, а не в отрыве от нее, ибо в этом случае оно утрачивает свою действительность. Тем не менее, объективность законного рукоположения, его благодатность не может заменить никакая личная одаренность и даже одаренность харизматическая. В Церкви нередко возникали явления духа и силы в лице духоносных мужей и жен, к их пророческому служению устремлялось все церковное общество - епископы, пастыри и пасомые, без различия своего иерархического положения в Церкви: личный авторитет преподобного Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской, отца Иоанна Кронштадтского или оптинсккх старцев был выше многих иерархических авторитетов. Однако он никогда не вторгался в область чисто иерархических полномочий, не нарушал и не разрушал их.

    Отрицание епископства

    Отрицание иерархии и принципа апостольского преемства в некоторых церквах обосновывается идеей всеобщего священства и общинного избрания. Однако первое, само по себе, вовсе не имеет прямого отношения к рассматриваемому вопросу: факт всеобщей облагодатствованности христиан и, в этом смысле, всеобщего священства совершенно не противоречит существованию в Церкви иерархического священства. С последним оно не только совместимо, но даже составляет условие его существования. Ибо иерархия не может возникнуть и существовать в обществе безблагодатном, напротив, в нем она утрачивает свою легитимность (в случае отпадения целых общин в ересь). Но дары различны, и служения различны, и как существуют разные степени священства в пределах иерархии, также существует различие между иерархией и мирянами при наличии всеобщего священства. Неверно также противопоставлять избрание общины рукоположению, как заменяющему или исключающему его. Напротив, избрание общины, в качестве предварительного и очень желательного условия, вполне совместимо с признанием особого значения рукоположения благодатного. Человеческое же избрание, одно само по себе не может заменить хиротонии, и выбранный общиной человек от этого избрания не становится иерархом и не получает соответствующей власти. Иерархическое служение есть единственное постоянное харизматическое служение в Церкви, которое наличием своим восполняет (сегодня особенно) отсутствие чрезвычайного харизматизма, хотя его и не исключает.

    Для правильного уяснения иерархического устройства Церкви следует постоянно иметь в виду положение и значение мирян в церковной жизни. Они (т.е. миряне) отнюдь не представляют собой лишь пассивный объект управления, с единственной обязанностью повиноваться иерархии, харизматически "пустое место", которое всецело заполняется иерархией. Мирское состояние в Церкви следует рассматривать как некий священный сан, облекающий его носителей достоинством христианского звания: "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел" (1 Петр.2,9). В качестве людей, принявших крещение и дар Святого Духа в миропомазании, миряне являются также харизматиками (т.е. обладателями даров Св.Духа), хотя и ограниченными в области священно и тайнодействия. Вместе с тем, даже в Евхаристии миряне имеют свою долю участия, которая словесно выражается в их ответах на молитвы и возглашения совершителя таинства, по существу же она столь значительна, что епископ или священник не должны совершать этого таинства без народа. Иными словами, оно совершается вместе с народом и миряне являются сосовершителями таинства. Эту мысль разделяет и протопресвитер Николай Афанасьев в своем труде "Церковь Духа Святого", книге чуждой схоластической традиции, он пишет: "Область священнодействия не только открыта лаикам, но священнодействия совершаются тогда лишь, когда они совершаются народом Божиим в целом, то есть когда их совершают предстоятели совместно с народом... Священство принадлежит каждому, так как оно принадлежит Церкви, а потому каждый священнодействует, когда священнодействует Церковь" (36).

    Смысл епископской власти: власть служения и власть любви

    Отмечая уникальное значение мирян в Церкви, мы тем самым стремились подчеркнуть совершенно особое служение епископа как носителя полноты харизматической власти, средоточия жизни церковной общины, от которого она зависит самым существенным образом. Поистине бессмертная церковная мысль первых веков от св.Игнатия Богоносца до св.Киприана Карфагенского о том, что епископ - в Церкви и Церковь - в епископе. Для того, чтобы уяснить смысл епископской власти, о которой мы часто упоминали, следует иметь в виду ее особенность, проистекающую от из природы церковного общения. Церковная власть имеет иную основу, чем власть государственная. Как власть д у х о в н а я она выше всякой светской власти, ибо простирается на душу человека, но в силу этого она есть прежде всего власть служения и власть любви. "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, - говорил Господь, - А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лук.22,25).

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Андрей С., СПб23.09.2008 21:42 #
    Приводимые аргументы есть idem per idem или, точнее, попытка ответить на вопрос, что раньше было, яйцо или курица (то есть - община или иерархия), без использования постулатов генетики (аналог иудаики, в гуманитарной сфере, исследующей происхождение христианства), которая дает единственно правильный ответ, первый. Иерархия возникает из общины, но сама община может возникнуть только из Откровения, данного ей целиком, без разделения на пастырей и пасомых и тем паче без господства, ибо в Церкви все служат всем и никто ни над кем не господствует. Максимум можно доказать, что иерархия учреждена В ПОМОЩЬ духовному росту людей (чего Реформация и не отрицает), но не как условие sine qua non salvatio. К сожалению, в противном случае древо не приносит доброго плода (с ним же известно что бывает по Мтф.3.10): идея преемства иерархии слишком часто вырождается в грубую, низменную, противоречащую самому духу Евангелия (т.е. свободе, которая есть рабство только Христу, а не другим Его рабам) манипуляцию, а в условиях Востока - и в оправдание политизации церкви и широкого доступа к номенклатурному корыту.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru