rss
    Версия для печати

    Служение епископа: богословие и история Ч.1

    Статья, основанная на исторических свидетельствах, показывает, что древняя неразделенная Церковь всегда усматривала в иерархии особое благодатное учреждение, ведущее свое начало от святых апостолов, воспринявших от Самого Господа нашего Иисуса Христа власть учить, священнодействовать и управлять.
    Желание быть едиными в вере, в своем служении и свидетельстве миру побуждает христиан обращаться к тому благословенному прошлому, когда все последователи Спасителя и Господа были объединены в лоне Святой, Кафолической, Апостольской Церкви и в этом прошлом находить то, что может послужить будущему единству. Одними из наиболее важных вопросов, стоящих сегодня преградой на пути созидания доктринального единомыслия, является проблема апостольского преемства, церковной иерархии и священства, от которых в значительной степени зависит формулирование общеприемлемого учения о Церкви. Сложность решения иерархического вопроса в условиях экуменического диалога усугубляется наличием разноречивых представлений о происхождении и характере церковной иерархии, которые в большинстве случаев определяются конфессиональной принадлежностью участников данного диалога. Практически эти представления выражаются в признании или в отрицании таинства священства, что в свою очередь определяет церковное устройство той или иной конфессии.

    Данное обстоятельство ставит перед православным богословом задачу: используя исторические свидетельства показать, что древняя неразделенная Церковь всегда усматривала в иерархии особое благодатное учреждение, ведущее свое начало от святых апостолов, воспринявших от Самого Господа нашего Иисуса Христа власть учить, священнодействовать и управлять. Разумеется, автор не задается целью в рамках настоящего реферата всесторонне осветить процесс становления иерархических степеней священства в поместных Церквах, а также выявить особенности в терминологических традициях, описывавших служения в Церкви. Наша задача заключается в том, чтобы по возможности представить объективные комментарии к имеющимся историческим и богословским свидетельствам.

    Несомненна ли богоустановленность иерархии в Церкви?

    Очень часто богословское и историческое обоснование епископского служения начинается с заверения в том, что богоустановленность или иначе богоучрежденность иерархии в Церкви не подлежит сомнению, что истина эта очевидна и не может вызывать недоумений (1,2). Нельзя не согласиться с утверждениями указанных авторов, однако, думается, что форма, в которую заключена эта верная мысль, слишком категорична, так как столь определенно можно говорить лишь о (достаточно очевидной из Св. Писания) богоустановленности апостольства. Тождественность же священст­ва апостолов и позднейшей церковной иерархии, хотя и является истиной, однако, к сожалению, не всеми принимаемой и для многих далеко не столь очевидной. Поэтому обосновывать епископское служение в Церкви и сам принцип "епископэ" следует с учетом этого обстоятельства.

    Двенадцать избранных

    Как повествует Евангелие, в самом начале Своего общественного служения Христос призвал к Себе тех, кого хотел, и поставил из них двенадцать, которые должны были быть с Ним, чтобы затем послать их на проповедь (Мрк.3,13-18). И еще избрал семьдесят других, которым также вверил проповедь Царствия Божия (Лук.10,1), хотя их служение и отличалось от служения двенадцати. Двенадцать, получившие название апостолов, были ближайшими спутниками и сотрудниками Господа: им Он открывал тайны своего Царствия, с ними был на протяжении Своего служения. От того в Св.Писании гораздо чаще говорится о "двенадцати" (после предательства Иуды об "одиннадцати"), чем о других учениках и последователях Христовых. Их избрание исходило всецело от Господа, говорившего: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал... Я избрал вас от мира" (Ин.15,16,19). Таким образом, богоучрежденность апостольского служения отображена в Св.Писании весьма наглядно.

    Однако, в чем же заключалось содержание апостольства, какие права и вместе с тем обязанности были возложены на избранных Христом двенадцать учеников? Получив ответ на этот вопрос, можно выяснить, входило ли в объем апостольского служения, служение священническое, епископское. Можно ли богоустановленность епископства, как принцип, утверждать на основе богоучрежденности апостольства? "Священство, - по свидетельству Пространного катихизиса, - есть таинство, в котором Дух Святой правильно избранного, через рукоположение святительское (епископское), поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово" (3). В этой краткой формуле дано принципиальное понятие христианского священства. По своему существу оно есть служение благодатное, ибо утверждено действием Святого Духа, служение, к которому допускаются только правильно избранные и посвященные люди; его содержание составляет совершение таинств и сохранение стада Христова через учение и управление.

    Было ли служение апостолов благодатным, была ли им дарована особая благодать Святого Духа? Положительно отвечает на этот вопрос как Св.Писание, так и выразители церковного Предания - святые отцы. Так в Евангелии говорится, что Христос, после Своего воскресения явился к ученикам"... сказал им мир вам: как послал Меня Отец и Я посылаю Вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин.20,21-23). То, что слова Спасителя "приимите Духа Святаго" стоят в неразрывной связи с предшествовавшим посланничеством апостолов в мир и с последующим дарованием власти "вязать и решить" и, на­конец, имеют удивительно ясный и прямой буквальный смысл, побуждает со всей необходимостью признать, что здесь идет речь о сообщении апостолам особого дара Св.Духа (4). Именно так понимали этот текст святые отцы и учители Церкви. По мнению Оригена, с дуновением Христовым апостолы получили особую власть (5); св.Киприан Карфагенский обретение права и возможности апостолами совершать свое служение также относит к дуновению Христа (6). Тот факт, что это событие имело место до дня Пятидесятницы, то есть до того, как на Церковь снизошел Дух Утешитель, говорит о получении одиннадцатью особой благодати, отличной от излившейся на всю Церковь в день сошествия Св.Духа. Отсюда древние отцы делали вывод, что апостольское служение не только богоустановленно, но и особо облагодатствованно.

    Права и обязанности апостолов

    Установив служение апостольское, Господь определил его содержание, то есть дал им (апостолам) права и возложил на них определенные обязанности. Одной из первых апостольских обязанностей было учительство "идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф.28, IS-20). Как видно из книги Деяний, апостолы действительно считали учительство одной из главных своих обязанностей (Деян. IV, 19-20), и исполняли ее с дерзновением (Деян. IV, 31). Кроме власти учить, Иисус Христос даровал апостолам власть управления Церковью: "... что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф.18, 18). Помимо этого на апостолов была возложена еще одна основная и чрезвычайно важная обязанность - священнодействие, то есть - сообщение людям, освящающей благодати. Господь повелел им крестить (Мф.28,19), совершать в Его воспоминание евхаристию (Лук.22,19) и прощать грехи (Ин.20,23). Об этом свидетельствует и апостол Павел, говоря: "Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих" (I Кор.4,1). Таким образом, если возвратиться к катихизическому определению священства, то нетрудно заметить, что именно из этих четырех аспектов (сообщение поставляемому особой благодати св.Духа, права учить, священнодействовать и управлять) слагается православное церковное учение о священстве.

    Преемники апостолов

    Апостольское служение, столь существенное для всей "икономии спасения", не могло прекратиться со смертью апостолов: по своему характеру оно было таковым, что несомненно предполагало наличие преемников. Передавая апостолам полноту пастырской и учительной власти, Иисус Христос сказал: "... се Я с вами во все дни до скончания века" (Мао.28,20). Апостолы не бессмертны, поэтому слова Христа оказались бы лишенными смысла, если бы можно было допустить, что Господь не имел в виду кроме апостолов и их преемников в апостольском служении. Проповедуя Евангелие и основывая христианские церкви, апостолы поставляли в них своих преемников (Деян.14,23; Тит.1,5), которым через таинственное рукоположение передавали тройственную власть, воспринятую ими от Самого Христа. Так , ап. Павел, Обращаясь к посвященному им Тимофею, увещевает его держаться образца здравого учения, проповедывать слово "во время и не во время", обличать, запрещать, увещевать II Тим.1, 13; 4,2). К апостольским преемникам относятся и знаменательные слова того св. Павла: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте "епископами"),  пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Кровию Своею" (Деян.20,28). Наконец, святые апостолы избранным и посвященным своим преемникам заповедовали передавать через рукоположение власть другим, избранным и подготовленным людям (II Тим. 2,2; Тит. 1,5), подробно описывали те особенные свойства, которыми должны были отличаться избранники (I Тим.3,1-10; Тит 1,6-11), устанавливали необходимые правила суда над ними (Тим.5,19) и повелевали награждать тех, которые оказывались "достойно начальствующими" (I Тим.5,17)

    Продолжение следует..

    Фото на главной - фреска с изображением святителя Фоки. Храм Спаса на Нередице. Великий Новгород. art.1september.ru/articlef.php?ID=200600611

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru