rss
    Версия для печати

    Черногория: храм русского святого в руинах

    Вчера на закрытом для посещения острове Свете Стефан в Черногории прошло богослужение. На острове когда-то был храм русского святого князя Александра Невского – 12 сентября отмечали престольный праздник. Разрушенный в советское время, храм появляется снова – из-под земли, и становится камнем преткновения, чтобы по-евангельски открылись помышления многих сердец.

    Непроходимая дорога к храму

    Богослужение 12 сентября – это большая победа для маленькой православной общины. В маленьком приморском городе Будве давно мечтают, чтобы остров украсился куполом храма Александра Невского, но пока даже ежедневный проход к его руинам закрыт. В июне во всех газетах Будвы появились фотографии толпы, которую теснят ряды полицейских в доспехах. Снимки были апрельские: тогда православные черногорцы пытались прорваться на остров Свете Стефан к руинам храма, чтобы добиться его восстановления. В конце июня они снова пришли к воротам гостиничного комплекса – и после слишком горячей дискуссии с секьюрити, но уже без участия полиции, увидели то, что на сегодня называется «восстановительными работами» по храму.

     На остатках храма табличка: мол, реставрация идет...

    На острове Свете Стефан, сданном в аренду сингапурской фирме, храмов три, а жителей уже нет, так что дело не в том, что кто-то лишен возможности помолиться в церкви «шаговой доступности». Дело в том, что на месте святыни православные черногорцы не хотят увидеть гостиничный бассейн. Дело в том, что при подготовке котлована обнаружились человеческие захоронения. Дело в том, что к храму и кладбищу должен быть открытый доступ – в этом твердо уверены местные жители, каких бы предписаний не было у  охраны.

    От монастыря до руин

    Когда-то, в XIV веке,  на острове был монастырь с двумя храмами, и тот, что пытаются восстановить сейчас, был посвящен Рождеству Богородицы. От второго монастырского храма – святителя Спиридона – тоже остались только руины.

    В 1667 году землетрясение уничтожило множество домов и храмов Черногории. «Восстанавливали тогда медленно, - рассказывает черногорский священник Синиша Смилич. – До 1938 года храм оставался в развалинах». Тогда благочестивая царица Мария Карагеоргиевич, супруга Александра Карагеоргиевича, начала строить на острове свою резиденцию. «А в дворцах благочестивых династий есть домовые храмы», - поясняет отец Синиша. Так в конце тридцатых годов прошлого века на руинах древней церкви была построена новая, а поскольку Мария Карагеоргиевич очень любила русского святого князя Александра Невского, она получила от патриарха Гаврила (Дожича) благословение посвятить храм ему.

    В 1945 году в Югославии установилась советская власть. Династия Карагеоргиевичей эмигрировала в Англию. До 1959 года храм простоял целым, хотя многих священников в Сербии и Черногории расстреливали и храмы закрывали. В 1957 году на острове решили сделать гостиницу. Проект предполагал казино, ночной клуб и спа-центр на месте храма. Преобразование коснулось не только храмов, но и людей, живших здесь не по-гостиничному постоянно: старых женщин даже выносили из их домиков на берег на носилках.

    Рабочие, получив указание разрушить храм и построить ресторан и казино, испугались. Два метра стен они, сохранив, прикрыли бетонной плитой – так получилась терраса, на которой «танцевали светские аферисты».

    К концу века никто не знал, что от храма что-то осталось. Но в 2006 году государство сдало гостиницу и остров в аренду зарубежному инвестору. Сингапурская фирма с греческими деньгами... Остров начал превращаться в одну из самых дорогих - фешенебельных и по большей части пустых - европейских гостиниц. Тогда местные жители рассказали новым хозяевам историю «храма под спудом» и показали исторические документы. Вскоре выяснилось, что остатки церкви все же существуют. Нашлись те самые стены, оставленные рабочими под террасой.

     

     

    Храм или бассейн, и если храм – то чей?

    Местные жители требовали у властей восстановления храма, но успехов не наблюдали. Говорят, были подняты архивные документы Австро-Венгрии, чтобы доказать, что храм вообще существовал и был православным, а не, например, католическим. Говорят, хотя бы строительство бассейна было заморожено. Но если это все, чего можно добиться за пять лет…

    В апреле 2011 года, проникнув на остров, черногорцы стали восстанавливать храм своими силами. Не факт, что они соблюдали научные нормы реставрации памятников – им было уже не до того. За несколько недель храм был почти полностью реконструирован - не хватало лишь крыши и куполов. Но тут в дело вмешалась полиция: самозваных строителей выдворили с острова, а возведенные стены разрушили. Для этого, правда, пришлось привлечь сначала заключенных, а потом и албанцев. Труд заключенных должен был оказаться бесплатным, но нарушители закона отказались поднять руку на стены храма. Они покидали кувалды в море – и через некоторое время прибыли получившие гонорар за разорение храма албанцы.

     

    Изгнанный с острова и с материка

    Священник Синиша Смилич – один из ревнителей восстановления храма – был в числе тех, кто проник на остров и на руины храма в конце июня этим летом. В ту же ночь священника арестовали и депортировали из Черногории вместе с женой. Официально – не за вторжение на остров, считающийся теперь частным владением, а за то, что он, будучи обладателем боснийского паспорта, но сербом по происхождению, жил в Черногории без разрешения на работу. А получить разрешение у священника возможности нет, потому что служителям Черногорско-Приморской митрополии власти ее не дают.

    Находясь в Боснии, отец Синиша не перестает волноваться о судьбах храма святого Александра Невского. Въезд в Черногорию благочинному храмов Будвы и острова Свете Стефан запрещен – без достаточных юридических обоснований, на его взгляд. Зато не без его участия организованы уже две службы на острове.

    15 августа, в день памяти первомученика Стефана, на острове Свете Стефан было совершено первое за длительный период богослужение. Божественную литургию служили монахи из монастыря Праскавица, собралось около 250 человек, в т.ч. все Паштровичи – члены местной православной династии.

    Жители Будвы считают, богослужение это стало возможным в том числе и благодаря тому информационному шуму, который возник после визита журналистов на остров и серии публикаций в российских и сербских СМИ. В июне подробно освещалась в том числе депортация священника Синиши Смилича. Резонанс получился значимым: черногорские власти обратили внимание на большой спор на маленьком острове, и в результате местная администрация все-таки решила пойти на диалог со святостефанской православной общиной.

    12 сентября на острове снова была совершена литургия. Совершалась она не на руинах храма-именинника, а в устоявшем на острове храме. А священник Синиша Смилич следил за жизнью сородичей и единоверцев  в интернете и приглашал всех на литургию - в четверг, через "фейсбук".

     Священник Синиша Смилич

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Иванов, Св.Стефан-Москва13.09.2011 16:25 #
    Надо отметить три факта: 1) Колоссальное количество "секьюрити": не считая двух заградительных кордонов с "рамками" (перед входом на мост и перед входом на сам остров), по охраннику на каждые 20-30 метров пути к храму, плюс по периметру - на случай, наверное, чтобы молящиеся не пошли бродить по территории и не смущали гостей. Охранники, надо отдать должное, - были очень доброжелательны, говорили по-русски и вежливо подсказывали дорогу. 2) Литургия продлилась меньше часа; батюшка и хор очевидно торопились - такое ощущение, что администрация отеля поставила жёсткий регламент, чтобы все по-быстрому очистили территорию. 3) Как обычно, преимущественное присутствие русскоязычных молящихся, в том числе нескольких явно "экскурсантов", воспользовавшихся случаем попасть на закрытую территорию (да и у самого, прости Господи, это было одним из решающих факторов съездить на эту службу). Ну и ещё мне неразумному показалось, что этот конфликт больше общественно-политический, чем религиозный. Примерно аналогичные "боевые действия" проходили и по поводу пляжей самого Св.Стефана, Милочер и Королевского, которые, фактически, стали частной собственностью.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru