rss
    Версия для печати

    «Плач третьей птицы» - неклассические проблемы современной духовной жизни

    Монашество некрасиво не только внешне. В определенные моменты оно некрасиво, даже страшно и безобразно и с внутренней стороны: «Чистое благородство христианства, прекрасные порывы духовной жажды повседневно одолеваются низостью, телесностью, готовностью к измене ради вещей суетных и ложных».
    «О современном монашестве с любовью» - под таким названием выложили текст «Плача...» на одном из православных сайтов. Действительно, горячая и беззаветная любовь к иноческому пути пронизывает все строки этой книги. Любовь монахини N к монашеству, однако, не имеет ничего общего с «розовым христианством» -  об этом можно догадаться уже по заглавию. Ничего загадочного в нем нет, в качестве эпиграфов приводятся три текста, указывающие на его происхождение. Третья птица - это образ из патериковой притчи: два монаха перелетели через море на другой берег легко, а третий, символизировавший монашество последних времен, летел тяжело, низко, медленно, то и дело погружаясь в море... но все-таки тоже перелетел.

    Этот текст - ключ к духовной концепции книги. Монахиня N говорит о разных сторонах современной монашеской жизни, говорит откровенно, подчас с мягким юмором, подчас с болью, подчас - с чрезмерной, может быть, резкостью. Говорит о слабостях и немощах сегодняшних монахов, о нестроениях современных монастырей - и о том, как третьей птице все-таки оказаться на другом берегу.

    Автор разбирает мифы и стереотипы, которыми окружен иной путь в глазах современного мира, выдвигая на каждый из них свое, подчас небесспорное мнение. Например:

    На уход в монастырь нужно брать благословение? Стереотип, не соответствующий реальности. Большинство святых уходили без всякого благословения.

    Решение уйти в монастырь нужно проверять в течение какого-то времени? Стереотип. Многие святые слышали призыв Божий, мгновенно бросали свою жизнь и шли вслед за Христом.

    Монастырь нужно выбирать, лучше пожить в нем какое-то время, чтобы проверить, подходит ли он?  Стереотип, да еще и культивирующий нашу самость, подход к жизни «мне все должны».

    И духовника, и монастырское начальство нужно слушаться беспрекословно, монах (а в идеале - и любой христианин) спасается через абсолютное послушание? Стереотип, обусловленный духовной ленью, желанием избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность. «Только тяжко раненный, испытавший болезненность и бесплодность прокрустова руководства, кому, тренируя послушание, лихой духовник благословлял наврать, украсть, разбить стопку монастырских тарелок или съесть на Страстной яйцо, однажды, сквозь объявший душу мрак, понимает: ничье посредничество не освобождает от ответственности; пусть по приказу, но это я, а не он нарушил Пост, прогнал собаку, отверг неполезное общение с другом детства, порвал непрочитанным письмо от мамы».

    Несправедливые и жестокие притеснения от начальствующих и братии нужно переносить кротко и с благодарностью, потому что ими Господь учит тебя смирению? Наивреднейший стереотип (эта мысль заслуживает отдельного разговора).

    Для спасения нет необходимости в знаниях, нужно лишь очищение сердца и жизнь по Евангелию, сколько среди святых было простецов, даже не обученных грамоте? Стереотип, обусловленный все той же духовной ленью, желанием упростить себе путь. «Невежество (в Древней Руси после принятия христианства - Е.В.) осуждалось хуже греха, потому что, писал один из авторов «Предисловия к покаянию», сборника XII века, «согрешившие каются, а несмысленные, заблудивши в писании книжнем, не имуще трезва и здрава ума, в ересь впадающе, погибают» - что, по замечанию монахини N, мы и видим сегодня среди православных, когда следствием «нынешней темноты, неосведомленности монастырских насельников в Священном  Писании и церковных канонах» являются «обилие ложных мнений, диких пророчеств и слухов, раскольнические и антииерархические настроения» (из Обращения Святейшего Патриарха).

    Монах должен быть серьезным, сосредоточенным и плакать о своих грехах? Стереотип. «Чувство юмора необходимо как воздух, особенно монашествующим, в качестве лекарства от спеси»; «говорят, на Афоне веселость монаха служит критерием правильности его подвига»; «преподобный Серафим говаривал: презревший мир всегда весел, а печаль неразлучна со страстями». И все-таки, а как же плач о своих грехах? «Если, сокрушаясь, томя и бия себя, станешь ты каяться и плакать много, то не получишь никакой пользы, - утверждает преподобный Симеон Новый Богослов, - ибо Он есть радость и не согласен входить в дом, где печалятся и скорбят». Но ведь Спаситель никогда не смеялся? «...смех расковывает, то есть временно освобождает - от страха, напряжения, от играния роли, от судорожных корчей уязвленного самолюбия. Верно, что Спаситель никогда не смеялся - но это потому, что, не имея греха, Он всегда оставался свободен».  

    Очень важно соблюдать монастырский Устав? Стереотип. Устав вообще не нужен настоящему монаху.

    Христианин не должен обличать других людей, их немощи нужно покрывать молчанием и любовью?  Стереотип: «...за демонстрацией розовых очков  и намерения видеть всех хорошими таится тщеславное желание самому казаться ангелочком, великодушным и добрым; апостол Павел не был чрезмерно щепетилен и называл вещи своими именами, упоминая «псов, злых делателей», «лжеапостолов, лукавых» и откровенно сообщая единомысленным: «Александр медник много сделал мне зла», «есть много пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных», «критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (эта мысль о необходимости называть грешника грешником, не церемонясь в выражениях, сильно повлияла на дух «Плача...» и потому заслуживает отдельного разбора).

    И так далее...

    В какой-то момент даже пугаешься: не слишком ли радикально? Особенно когда встречаешь рассуждения вроде: «...Иногда задумываешься, что останется, лишись мы нашего плотного и густого православного быта, с елками и вербами, пасхами и куличами, панагиями и крестными ходами, акафистами нараспев и молебнами; не убаюкивает ли он, не становится ли самодостаточен в своей авторитетной правильности, лишенной кризисов и потрясений, оттесняя Христа за стены размеренного родного уюта», - рассуждения, которые, кажется, «посягают» на «святое святых» православного русского.

    Крайности и перегибы в рассуждениях монахини N действительно есть. Но они становятся понятными и оправданными, если уловить ту главную и все объединяющую мысль, которая настойчиво бьется за отдельными рассуждениями то про то, то про это... С чем, собственно, воюет автор? Не с духовниками, у которых якобы не надо брать благословение, и не с Уставом, на который, якобы, надо просто наплевать. Она воюет с формальным подходом к монашеству, с тем, когда воспринимают его как нечто внешнее, как форму жизни, подчиненную определенным правилам, пытаются эти правила как-то описать, структурировать. Это хорошо, это нужно, этим, как признает автор, и святые занимались - можно вспомнить труды свт. Василия Великого, прп. Ефрема Сирина, свт. Игнатия (Брянчанинова) и множество, множество других текстов, освященных Церковью, в которых иноческая жизнь регламентируется и систематизируется...

    Но все святые отцы, делавшие это, знали Великую Тайну, которую, кажется, упускают из вида многие наши современники. «Христианство не есть религия в том смысле, в каком религиями называются иудаизм, буддизм или мусульманство, - не система запретов и предписаний, не мудрое учение, не моральный кодекс; христианство - новая жизнь в Духе и Истине, и начинается она с интереса и доверия к Личности Христа <...>; от все более тесного общения с Ним возгорается восторженная вера и непреходящее изумление перед тайнами Откровения». Иночество начинается с того, что Господь позвал, а человек откликнулся. И это не только начало, но и суть монашеского подвига - напряженная личная связь с Живым Богом. Только она - мерило любого устава, только она - критерий всех поступков монаха. Если это уходит, а остается только внешнее - наступает окаменение души, человек становится фарисеем. Если же это есть - то внешние подпорки становятся не нужны, как костыли здоровому человеку. Ничто внешнее уже не нужно, даже то, что почитается безусловной святыней - как в свое время писал свт. Иоанн Златоуст, «по-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом» (толкование на Евангелие от Матфея).

    Если не уловить этой главной мысли книги о необходимости живой связи со Христом и о том, что эта связь преобразит любую немощь, а без этой связи обесценивается все, даже кажущееся подлинным, то многое в «Плаче...» становится непонятным и даже искусительным. К примеру, вся та «чернуха», которую рассказывает автор о настоятелях и настоятельницах, страдающих чрезмерным честолюбием и гордыней, а иногда, судя по рассказам, и какими-то психическими отклонениями; все те леденящие душу подробности из жизни младостарцев, о чем, как с мягким юмором роняет сама автор, «срамно есть и глаголати». Но - все-таки глаголет. Зачем же? Если постоянно держать в голове и сердце главную мысль книги, становится понятным, зачем об этом писать - и почему автор с такой прямо-таки ненавистью обрушивается на безобидную идиллическую книгу для девочек про Ольховский монастырь. Ее страшный вред в том, что монашество изображено там красивым. А это ложь, страшная ложь, которая может сломать человеческую жизнь. «Дай кровь и прими Дух», - говорили святые отцы. Духовная борьба редко бывает красива внешне: когда Спаситель, израненный, избитый, оплеванный и униженный, висел на Кресте, проходящие глумились над ним. Где здесь внешняя красота? Но именно здесь - центр человеческой истории и смысл каждой человеческой жизни.

    Никакой внешней красивости в монастырской жизни нет, она рисуется только нашему мечтательному воображению. Епископ Вениамин (Милов) вспоминает о подобных фантазиях так: «...я впервые любовался развешанными по стенам келлии картинами из области иноческой жизни. Природная чувствительность увлекала меня в область мечтаний. Я сам воображал себя послушником, идущим в подряснике по уездному городу и возбужающим одобрительные толки прохожих» (Дневник инока).

    Это ожидание внешней красивости может послужить для новоначального инока поводом к разочарованию в монашестве. «Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Не знающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело, и что дело спасения души должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их несоответствующими своим целям и своему настроению», - писал свт. Феофан Затворник.

    Но, как указывает монахиня N, духовная реальность еще страшнее. Монашество некрасиво не только внешне. В определенные моменты оно некрасиво, даже страшно и безобразно и с внутренней стороны: «Чистое благородство христианства, прекрасные порывы духовной жажды повседневно одолеваются низостью, телесностью, готовностью к измене ради вещей суетных и ложных».

    Продолжение следует... 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Юрий, Херсон26.05.2012 15:36 #
    Книга, которая, думаю, интересна не только православному читателю, но и вообще вдумчивому и неравнодушному христианину любой конфессии. Монахиня N ограничивает круг обсуждаемых в книге вопросов лишь теми, которые относятся к современному монашеству и жизни в современных монастырях. Это не труд по истории монашества на Руси и, тем более, не анализ состояния современного православия. Однако о церкви в книге сказано гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. И сказано между строк, даже, возможно, помимо воли автора.
    В заключении книги, в качестве итога всему сказанному, автор поёт гимн монашеству: "Монашество – сердце христианства; если оно устанет биться, наступит вырождение, мрак и смерть". Это страстное утверждение на самом деле звучит страшно, т.к. оно означает, что христианства - подлинного христианства - не существует и никогда не существовало помимо монашества, вне его. Это приговор церкви. Это означает, что церковь перестала выполнять ту главную функцию, которая была возложена на неё её Главой и Основателем - быть монастырём в миру. Если бы церковь была Церковью, не было бы нужды в "парацерковных организациях", коими, в известном смысле, можно назвать монастыри. Они не превратились бы в почти что альтернативу церкви.
    Итак, эта книга о церкви - в той же степени, в которой она о монастыре. Молчаливо, ненамеренно, "от обратного" в книге поднимаются ещё более глубокие пласты церковных проблем, чем проблем монастырских.
    Георгий, Фрязино22.11.2011 18:55 #
    Очень мудрая книга. Написана с огромной любовью к Богу и к людям. Благодарю автора.
    Ирина, Москва26.05.2011 15:57 #
    Лично зная автора, свидетельствую - в ее монастыре она старается воплотить в жизнь все то доброе, о чем с такой любовью пишет! Обсуждала книгу со многими современными монахами ТАК далека от Вашего идеала, но они все идут через "дай кровь..." ради Бога. Мнение однозначное: реально, по-настоящему честно, автор любит монашество и прекрасно написала о современном человеке, наших современных монастырях и даже показала, что делать. Главное впечатление в отличие от почти всех соременных очерков о монашестве - это и правда благословенный путь, хоть и крестный, но истинно удивительный... и хочется идти по нему за Христом! Тех же, кто уже отправился, книга сильно поддерживает - за что спаси, Господи, ее замечательного автора. А на счет смеха... кто был участником внутренней жестокой брани в монастыре (а себя-то, как оказывается, потерпеть сложнее всего!), тот ценит силу ободряющей улыбки, доброй шутки и беззаботного безгрешного смеха. Пишу об этом только потому, что мне уже пришлось в своей жизни решать вопрос о соотношении смеха и "покаяния". Увидев это в живой традиции греков, была шокирована: как же?! а где же прописная метанойя (кстати в современном верном произношении μετανοια - метанИя)? Шутят, смеются, улыбаются... и никаких суровых опущенных долу лиц! Я им про плач, а они мне - да вы католики-бенедектинцы что ли? Как мы можем не радоваться, если Господь все дал нам, вывел из мира и показал этот прекрасный путь, ведет им и любит нас. Мы живем в послушании и радуемся. И так внешне - ВЕЗДЕ! У старца Паисия, к примеру, по свидетельству реального очевидца события, смех около келии не прекращался. И поверьте мне как человеку хорошо знакомому с греческим современным монашеством ТАК и было. Просто потому, что так и должно быть))) Если сомневаетесь, посмотрите у Варсонуфия Великого и Иоанна пророка №456. Главный принцип: плач-внутри, а снаружи-радость, отнять которую у брата мы ПРАВА НЕ ИМЕЕМ! (и все всегда в меру - по Апостолу "с рассмотрением") Я свидетель: это реальность нашего времени, не 4 века! И быть преданным Христу - это везде и в любой обстановке быть Ему преданным... и "куличи" и пр. (даже поклоны и внешняя строгость поведения) как приятная и полезная, но в первую очередь культурная принадлежность не должны затмить главное, о чем автор Плача написала так замечательно.
    Алексей, Санкт-Петербург16.02.2011 22:47 #
    А кто нибудь обратил внимание, что слог, которым написана данная книга отнюдь не женский. Обратите внимание.
    Анна30.01.2010 0:04 #
    Автор действительно немного перегнула палку. В особенности там где про монастырский Устав. Что его будто бы вообще не нужно. И про предписания и правила что это все наносное и внешнее. Главное, конечно, это внутреннее, но согласитесь если человек не знает Священного Писания правильного духовного руководства в виде Священного Предания, то ему очень легко впасть в прелесть и самообольщение. Внешние правила и Устав лишь средства, предостережения от ложного пути, но не самоцель. А про остальное то один из Святых Отцов однажды сказал "Люди везде люди не ангелы"
    Андрей, Москва29.12.2008 18:29 #
    Вот мнение о. Рафаила (Карелина).
    http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/4612/index.html
    Нина, Долгопрудный24.10.2008 1:01 #
    Для меня очень ценной оказалась книга "Плач..",хотя я человек семейный.Монашеский опыт ,безусловно,более наглядный и позволяет больше понимать "духовную проекцию" всех наших дел.Но для меня особенно важно понимание того что жизнь её круговоротом это "разнообразие и множество экзаменов - скучать не дают" - это ведь не только в монашестве.Мне в книге понравилось практически всё,и,мне кажется, противоречий там,практически нет. Действительно,игумения, по вине которой умерла послушница,виновата в её смерти. Просто Евдокия,написав довольно хорошую статью, всё же пытается подойти с немного "законническими" мерками: так как же всё таки надо? лечиться или не лечиться? выбирать или не выбирать монастырь? и т.п. Автор книги стремится не вывести какие-то правила,а подвести к живому чувству следования за Христом, наперекор своему самолюбию. Откровенные подробности из жизни монастырей меня совсем не отталкивают - в мирских храмах тоже много всего бывает,от этого не перестаёшь любить Церковь и понимать,что бороться надо прежде всего с собой.
    Галина, Москва5.10.2008 21:01 #
    Искренно, никакого лицемерия и припудривания,что самое важное - с любовью от начала до конца
    AnnaOl, Москва27.06.2008 20:40 #
    "Монастырь нужно выбирать, лучше пожить в нем какое-то время, чтобы проверить, подходит ли он? Стереотип, да еще и культивирующий нашу самость, подход к жизни «мне все должны»." --

    Обязательно надо пожить и проверить. Никакой это не стериотип. Сегодня можно так влипнуть, что мало не покажется.
    Мон. Серафима, Россия5.06.2008 13:11 #
    +


    Поддерживаю прот. Максима Козлова, такая полезная книга о монаше-стве не должна быть замолчена. Но пока о ней больше говорят почему-то ми-ряне. Дерзну изложить свое мнение о книге «Плач третьей птицы», опираясь на рецензию Евдокии Варакиной.
    Не убираю книгу на полку, потому что испытываю потребность читать и перечитывать. Нахожу в ней ответы на свои вопросы. Не все усваивая по-сле первого прочтения, стараюсь сохранить файлы о истории монашества, потому что никогда не смогу (не успею!) заглянуть во все первоисточники, которыми пользовался автор. Не имея личного столь обширного багажа свя-тоотеческой и богословской учености и многолетнего монашеского стажа, могу только благодарить Бога, что дал автору сил написать (наверное, ангела послал в помощь?) книгу, которая станет дорожным посохом очень и очень многим на пути в объятия Отча.
    Примеры из самых глубин монастырской жизни, коими изобилует кни-га, выглядят жесткими, но они из жизни. В начале рецензии очень точно подмечено о разрушении стереотипов. К сказанному стоило бы добавить, что вся книга рушит стереотипы сочинений современных авторов о монастырях (они названы в главе «Особенности монастырской политэкономии»). Книга ценна именно правдой, не притянутой за уши к позиции автора, не умален-ной и не преувеличенной.
    Евдокия, я тоже не поняла, какие именно «крайности и перегибы» Вы видите? Если в семье, члены которой связаны кровными узами, случается всякое, то что говорить о монашеской семье, членов которой сильна объеди-нить только любовь к Богу. Но пока эта любовь наполнит сердце, сколько будет выброшено из него дерьма, и куда – под ноги, а то и в лицо, ближнего. Только такой наивный человек, как Александр, может обязать наших совре-менников, ищущих свое призвание в монашестве, в одночасье стать подоби-ем земных ангелов. Кто чистил свою помойку, рвал в клочья душу о свои и чужие острые углы, тот не станет упрекать книгу в излишней резкости.
    Не могу согласиться с тем, что автор осуждает. Это не так: мать М. или иеромонах К. названы, и то весьма условно, лишь для того, чтобы обозна-чить, Вы и сами об этом сказали, грехи. Это же просто мастер-класс для же-лающих работать над ошибками! Вялое перечисление никому не интересно, как любая назидательная лабуда.
    Автору меньше всего хотелось назидать. Сколько людей, столько вари-антов поведения, одна и та же ситуация в различных обстоятельствах может получить совершенно различные оценки. Тщетно что-либо навязывать, в том числе и стиль монашества.
    О смерти на послушании. Какие можно найти оправдания для игуме-нии, которая обязана заботиться о здоровье сестер, но вместо этого находит удовлетворение в проводах на кладбище? Христианин не боится смерти для себя, но должен бояться стать причиной смерти другого человека.
    Смутила фраза: «Монашество некрасиво не только внешне». Некраси-вости есть, кто спорит, но в сути оно – прекрасно. Сошлюсь на личное: живу в монастыре абсолютно счастливо, хотя это не самое подходящее слово для определения степени моей благодарности Богу за то, что несколько лет назад взял за шиворот, встряхнул хорошенько и подарил новую жизнь. Дивны дела Твои, Господи!
    В благодарность автору рецензии имя Евдокия по моей просьбе занесе-но в монастырский синодик о здравии для молитвенного поминовения при чтении Неусыпаемой Псалтири в нашей обители.

    Мон. Серафима, Россия.


    игумен Кирилл (Семёнов), Москва28.05.2008 22:13 #
    В пространстве современной литературы о жизни Церкви "Плач третьей птицы" - редкая по смелости, искренности и актуальности книга. Прочёл с большим удовольствием, хотя многое, из рассказанного в ней грустно и прискорбно до слёз. И понятно, что многим такой откровенный рассказ о нынешнем нашем монашестве вместить трудно. Но на такие темы нужно говорить именно так - честно и внятно. И конечно же с любовью к монашеству и монастырю, той любовью, которой написаны даже самые нелицеприятные страницы книги. Спаси Христос её автора!
    Иван27.05.2008 20:56 #
    «Иногда задумываешься, что останется, лишись мы нашего плотного и густого православного быта, с елками и вербами, пасхами и куличами, панагиями и крестными ходами, акафистами нараспев и молебнами; не убаюкивает ли он, не становится ли самодостаточен в своей авторитетной правильности, лишенной кризисов и потрясений, оттесняя Христа за стены размеренного родного уюта».

    Это очень точно выражает мои мысли.
    прот. Максим Козлов27.05.2008 12:36 #
    Евдокия, огромная Вам благодарность. Комментарий Александра лишний раз показывает, как в точку была написана книга и как важно, чтобы она не была замолчена.
    диакон Александр, Москва27.05.2008 0:54 #
    Александру: Вы бы книгу что ли почитали для начала, а уж потом бы в комментариях нравственности учили.

    Автору: "Крайности и перегибы в рассуждениях монахини N действительно есть." - что Вы имеете в виду? Где они, эти перегибы? Я не придираюсь, просто интересрно - что Вы считаете за перегиб
    Ольга, Москва26.05.2008 23:32 #
    Спасибо за материал!
    А кто это на третьей от начала фотографии? Знакомое лицо, но никак не могу вспомнить. Подскажите, пожалуйста!
    Автор статьи, Москва26.05.2008 23:03 #
    Александр, я хотела уточнить на всякий случай, что мнения, приведенные после курсива, -это не мои мысли, а пересказанные или дословно процитированные мысли из книги "Плач третьей птицы".
    Александр, Москва26.05.2008 19:49 #
    Не согласен совершенно со всеми пунктами, кроме последнего, да и то отчасти. Во-первых, время уже не то, а во-вторых, монах - это уже подобие ангела, следовательно, он должен иметь смирение. И послушание. Ну а уж если его притесняют, то терпеть. Уважаемый автор! Ведь этому учит нас Христос. Вспомните, пожалуйста, Нагорную проповедь. А правильно ли сделал Серафим Саровский, когда не стал себя защищать? Или ему нужно было бы убить своих врагов? Нет же, он сделал все так, как учил Господь! Монах не живет в миру, он чужд "земных" мерок, в отличие от нас. Посвящая жизнь Богу, он должен полностью вверяться Ему. Причем даже неграмотный человек может войти в Царство Небесное, грамотность тут не играет никакой роли. Почитайте жития святых. А без плача о своих грехах, простите, еще никто не оказывался в Царствии Небесном. Во всем нужно знать меру: посмеялся - и хватит. А главное -иметь смирение. Храни Вас Господь.
    Ольга, Москва26.05.2008 13:38 #
    Очень важный материал, необходимый просто. Как много внешнего, которое становится главным...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru