rss
    Версия для печати

    Где любви привольнее

    Елена Костандис ставит жесткие вопросы, которые сопровождают жизнь бездетной православной семьи. Не на все из них есть ответы. «Татьянин день» приглашает к разговору священников, многодетных мам, женщин, которым Господь пока не дал детей, и тех, которые пока сами не готовы стать родителями.

    «Ну, вы с детьми уж не затягивайте, без детей семья – не семья», «Вы еще молодые, с детьми не торопитесь, поживите для себя» - такие полярно противоположные высказывания слышит практически каждая молодая пара, вступившая в законный брак. Но так ли уж они противоположны? И в том, и в другом случае советчики твердо уверены: они знают, как надо. Они знают, как правильно. Все, что не укладывается в рамки их представлений о молодой семье (о хорошей погоде, о правильных пирогах – нужное подчеркнуть, недостающее вписать), не имеет права на существование.

    Ветхий Завет изобилует примерами отношения к чадородию как к непреложному закону, данному свыше. Любимая мужем Рахиль не может стать матерью, а нелюбимая Лия рожает сыновей одного за другим. Рахиль в отчаянии (сегодня бы психологи назвали ее поступок попыткой манипуляции) берет рабыню, чтобы та «родила на колени ее». Рахиль упрекает мужа: «Дай мне сына, или я умру», - и действительно умирает вторыми родами.

    Сара рожает ребенка в девяносто шесть лет (даже если принять во внимание относительность возраста в ветхозаветных текстах, это воплощенное чудо), но иудаизм вообще неоднозначен в отношении этой истории: Мидраш, например, утверждает, что у Сары не было матки. И нам остается только гадать, где заканчивается в данном случае вера и начинается суеверие.

    Двое сыновей у Ревекки, но старший продает первородство за миску чечевицы… Словом, все не так просто. И вроде завет «Плодитесь и размножайтесь» правилен, но не в каждом случае деторождение дарует милость Всевышнего.

    Пророк Исайя дает надежду на утешение тем, кого обошла радость материнства: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь» (Ис. 54,1). Однако это все времена ветхозаветные.

    Христианство, проповедуя в первую очередь «брак честен и ложе нескверно» (Евр.13,4), дает нам замечательный образ супружеской любви и верности на примере союза Христа и Церкви. Христианская семья – священна, она – малая церковь. С этим согласны практически все. Но вот дальше начинаются разногласия и противоречия.

    Казалось бы, все предельно ясно: «Жена спасется через чадородие». Понятно, что в данном случае речь не идет о тех, кто добровольно принял монашеский обет и вверил себя Господу: сложно вообразить, что женщина замужняя более угодна Господу, нежели невеста Христова. Так мы доходим до очень деликатной проблемы: чадородие в браке.

    Давайте немного отвлечемся и вспомним, что приходится выслушивать десяткам и сотням женщин. «Нет детей? Это ты нагрешила, Бог тебя наказал!». «Один ребенок? Небось, предохраняешься, хочешь легкой жизни!». «Ребенок болеет? Ой, за твои грехи, ты, видно, страшная грешница!». Подобное тяжело выслушивать человеку, даже опытному в духовной жизни и имеющему закаленную психику для мирских битв. А что говорить о еще невоцерковленных – тех, кто впервые пришел в храм за утешением и надеждой? Что говорить о новоначальных, которые только делают первые шаги в церковной жизни?
    Можно, конечно, объяснить, что подобные речения – это ревность не по разуму. Можно напомнить слова апостола Павла: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4,7). Только на практике такое далеко не всегда возможно: слишком сильно убеждение, еще дикое, дохристианское, языческое, где-то глубоко запрятанное в человеческих генах убеждение, что бесплодная женщина проклята. И потому женщины зачастую слушают не слово священника с амвона, не наставление духовника, но «негодные и бабьи басни» от сплетниц, столь же далеких как от Православия, так и просто от здравого смысла.

    Чадородие и многочадие – это несомненное благо. Но ведь бездетность бездетности рознь. Мы должны различать сознательную философию child-free, которая не может не быть чужда и отвратительна любому верующему и ту бездетность, при которой даже врачи разводят руками: «Молитесь, ничего другого не остается». Однако зачастую выводят странный паралогизм: если многочадие – благо, то отсутствие такового – безусловное зло.

    Несколько упрощенное видение, не кажется? Ведь если подобное утверждение верно, то любая наркоманка и алкоголичка, с легкостью беременеющая после очередного аборта и выкидывающая новорожденное дитя в помойку, угодна Господу куда более, нежели женщина верующая и богобоязненная, но детей не имеющая. Я сознательно не беру на себя роль судьи и не заявляю, что алкоголичка и наркоманка, обремененные грехом детоубийства, не могут спастись. Могут, если раскаются и придут к Господу.
    Чадородие благо, и многочадие есть Дар Господень, но и отсутствие их – не есть зло. Бездетная или малодетная семья имеет не меньше прав на существование, чем семьи, которых Господь благословил многочадием.

    Вернемся к Новому Завету. Нам ничего не известно о многочадии Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Тетушкам, нашептывающим, что больше одного ребенка Господь якобы за грехи не дает, задуматься бы над тем, что единственным ребенком в семье были и Богородица, и Иоанн Креститель (хотя нет, бесполезно: подобные тетушки не любят задумываться над сутью вещей – они заранее все знают лучше всех).

    И куда же поместить светлый образ князя и княгини Муромских, Петра и Февронии, – образ любви, преданности, неразрывных уз христианского брака? При установлении дня Петра и Февронии как Дня семьи, любви и верности в России приходилось слышать нарекания, что покровителями семьи сделали бездетную пару (бездетность святых Петра и Февронии – одно из самых распространенных заблуждений. Они родили и воспитали троих детей. – Ред.). Те, кто так говорят, очевидно, забывают, что христианская семья ценна не только детьми, но и супружеской верностью.

    И все равно – даже  подобные примеры почему-то не до конца убеждают сомневающихся. Мои оппоненты обычно цитируют мне в ответ сочинения священник Анатолия Гармаева, мягко говоря, весьма и весьма настораживающие. Некоторые его утверждения так попросту не имеют ничего общего с Православием. Например: семья – это «семь-я», она начинается только с седьмого ребенка (значит, у Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы были не семьи, как решил Гармаев?). «Ребенок, родившийся в асфиксии – жертва материнского эго», и тут же противоречит сам себе, заявляя, что кесарево сечение неугодно Богу. Утверждение про «родовые потоки», про «память рода», про прочее в этом духе – некая причудливая смесь родноверия, кальвинизма и учений «Богородичного центра». Замечательный, надо сказать, «наставник» семьи и брака - бездетный, но дающий указания своим последователям, когда и как зачинать ребенка, по принципу восточных гуру. Не вдаваясь здесь в суть его «учения», я все же хотела бы сказать, что подобные сочинения скорее должны вызывать к себе в первую очередь интерес Александра Леонидовича Дворкина – по роду его профессиональной деятельности.

    Я же хочу привести слова иерарха Церкви, авторитет которого не подлежит сомнению – святителя Тихона (Беллавина): «Жена, по слову апостола Павла, спасается через чадородие, но не через одно чадородие, а, если пребудет в вере и в любви, и в святости целомудрием (1 Тим. 2, 14), то есть не чадородие само по себе служит ко спасению жены, а пребывание в вере и любви, в которых она воспитывает детей своих: жена спасается через рождение детей и веру» («Взгляд Святой Церкви на брак», в книге «Муж и жена в христанском браке ХХ веков спустя». Изд-во Московской Патриархии, 2009).

    Таинство Брака потому и названо Таинством, что любой христианский брак есть следствие Божьего Промысла. Те, кто пытается решить, какой брак лучше, берут на себя определенного рода смелость вмешиваться в дела, которые их не касаются – в дела супружеской пары и в Провидение Господне. Но страсть осуждения сильна в нас. Мы никак не можем избавиться от искушения судить других, сами будучи грешными и недостойными.

    Семья может быть разной. С одним ребенком, с двумя, с десятью и даже двенадцатью, или же вовсе без детей. Чадородие укрепляет семью, но не одним лишь чадородием семья жива и благословенна.

    Что же тогда в семье главное? Я отвечу: любовь. Любовь к Господу, любовь друг к другу – та самая любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует и не превозносится. Тогда это настоящая семья, и неважно, есть ли в ней дети, или нет. Ведь как сказал Спаситель: « Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Мф. 18, 20). 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Елена, Москва3.08.2011 23:42 #
    Ответ Сергею (Химки). Сергей, спасибо за Вашу оценку моего скромного труда. По поводу первого вопроса, относительно детей Петра и Февронии. Вы, наверное, заметили, что упоминание об их детности - это комментарий редакции. Я же располагаю лишь источниками о том, что у них детей не было. Думаю, вопрос об источнике стоит переадресовать главному редактору, Пелагее Тюренковой. Ответ на второй вопрос: решать, что есть промысл, а что попущение - не в нашей власти. Это знает только Господь Бог. Брак, распавшийся по вине одного из супругов - грех того супруга, который этот брак разрушил. Что есть грех, как не предательство против любви в ее высшем смысле? По поводу ухода одного из супругов в монастырь я вообще удивлена. Разве семейным разрешен постриг? Может, я чего-то не знаю, но я располагаю информацией, что людям семейным и с маленькими детьми постриг не разрешен. По крайней мере, в греческом православии это так, и я не думаю, что оно в данном вопросе отличается от русского. И относительно обращения с многодетными мамами Вы тоже затронули очень важную и больную тему. Да, надо менять сознание общества, иначе никак. Надо прилагать усилия, чтоб в сознании общества жил образ: многодетная мама - она молодец, она героиня, ей нужно помогать и оказывать уважение. На примере Израиля, где даже у секулярных семей детей обычно, как минимум, трое, могу сказать, что очень важно, чтоб в сознании общества жило убеждение, что много детей - это нормально. Моей преподавательницей иврита была дама, у которой было семеро детей - образованная, подтянутая, активная. Вот образ, который было бы хорошо закрепить в сознании российского общества! Что дети - это не обуза, а радость и благо.
    Сергей-музыкант, Химки3.08.2011 14:25 #
    Очень хорошая статья! Но есть два вопроса. Вопрос первый. Елена, не могли бы вы дать ссылку на исторический источник, в котором говорится о том, что у свв. блгв. Петра и Февронии было трое детей? Очень надо знать этот источник;-)! И вопрос второй. Считаете ли вы, что христианский венчанный брак, распавшийся по вине одного из супругов - не Промысл Божий, но попущение? И христианские браки распадаются не всегда из-за измены. Иногда это происходит по "благочестивой" причине - желании одного из супругов уйти в монастырь. Но еще грустнее бывает из-за того, что этот ушедший супруг "увел" свою жену у моего знакомого, желавшего стать священником. А потом бросил ее и маленького сына. Лично я думаю, что такой брак распался исключительно из-за гордыни "самовольного подвижника". По попущению Божию. Следовательно, и брак этот был не по Промыслу, а по попущению. И еще. Думаю, надо было затронуть не только приходские пересуды, но и то, как с многодетными православными мамами обходятся в женских консультациях. Да уж, попробовали бы эти тетки такое мусульманкам сказать!..
    Александр Жабенко, Житомир, Украина2.08.2011 0:36 #
    Относительно спасения чадородием и вообще браком -- есть одна важная мысль. Цитирую: http://theology.at.ua/publ/cerkov_i_leviratnyj_brak/1-1-0-35 "Оставит муж отца и мать и прилепится к жене, и будут двое одна плоть", — говорит Господь. И нет третьего (кроме Бога, ревновать к Которому бессмысленно), когда здесь двое — одно тело, одно целое. Да будет брак непорочен и чист. Между тем, в заповеди о левирате (Втор. 25: 5—6; ср. Быт. 38: 8) не говорится о многоженстве — предполагается, что у брата нет жены своей. Так, когда саддукеи спорили с Христом о браке и Воскресении, они говорили, что умерли все семеро братьев и потом жена, но нигде не говорили о том, что у них были свои жены. Т. е. не были они женаты, но принимали жену умершего брата. Если бы было возможно, чтобы было две жены — своя и умершего брата, то саддукеи конечно же упомянули бы и о женах братьев, чтобы еще более усложнить ситуацию — с их точки зрения, это делало бы ситуацию с Воскресением мертвых невозможным. Но Господь премудро знал это, что они ошибаются. Да, думаю, муж и жена будут пребывать в Воскресении в особом общении, в особом единстве, но не плотском (не будет между ними сексуальных отношений). Они едины во Христе. Это если их брак честен. Тогда "неверующий муж спасается верующей женой, и неверующая жена спасается верующим мужем", — по слову Апостола. Если же нет — то Господь судит их по отдельности, как и других. "
    Елена, Москва1.08.2011 23:04 #
    Ответ Наталье (Москва). Уважаемая Наталья! Упоминание Мидраша в данном случае вовсе не аргумент, а лишь одна из сторон этой проблемы в иудаизме. Просто для полноты картины. В иудаизме отсутствие детей у супругов - несчастье и проклятье (единственным исключением является текст у пророка Исайи, который я привожу). Христианство же, пойдя по пути развития более духовному (Дух, а не Буква), не может быть столь однозначным в этом вопросе, - таково мое мнение.
    Наталья, Москва1.08.2011 18:27 #
    Правильно, что именно с этих позиций тему подняли. Бездетность тоже подвиг не менее материнства-отцовства. И потом, еще не известно сколко будет бездетность продолжаться. Физически конечно, труднее тем у кого дети. А морально - тем, у кого их еще нет. И все эти языческо-исламские рассуждения о том, что бездетность за грехи - полная ерунда.
    И вопрос про мидраш у меня тоже есть. Не поняла э тог аргумента.
    Елена, Москва1.08.2011 18:05 #
    Ответ Ирине (Romrod)
    Спаси Господь, Ирочка! Двое детей - это уже невероятное богатство:) И дай Бог еще!
    Елена, Москва1.08.2011 18:03 #
    Ответ Марии (Москва).
    Уважаемая Мария!
    Да, я (автор) - православная христианка. Что вовсе не мешает мне изучать другие религии, тем более, авраамические. Именно сравнительный анализ зачастую помогает нам глубже понять сущность нашей веры.
    К тому же, Ветхий Завет является частью Священного Писания, и отсылки к нему не могут повредить Православию. Посмею сослаться на блаженного Августина, который утверждал, что Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом раскрывается.
    Ирина, Romrod1.08.2011 17:05 #
    Спасибо, Лена, за этот текст.
    Мария, Москва1.08.2011 16:29 #
    Очень странно видеть на Православном сайте рассуждения об иудаизме и мидрашах. Автор православная христианка, или кто?

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru