rss
    Версия для печати

    Никольская: путешествие во времени

    Эта улица появилась в Москве с момента основания города. Но долгое время не имела собственного имени. Ее название происходит от монастыря Николы Старого, возведенного в 1390 году. Сначала эта улица была Сретенской, поскольку неподалеку находился Сретенский монастырь.
    Но в середине XVI века она обрела свое имя - Никольская. Здесь всегда было много монастырей и церквей, которые окружали царские покои. Богоявленский, Никольский, Заиконоспасский, церковь Святых Жен Мироносиц, Успения Пресвятой Богородицы, Троицы в Старых полях, Казанский собор.

    Сегодня Никольская улица - пример типичной московской эклектики. Все смешано со всем. Со старинными церквями соседствуют бутики модной одежды. Некогда бывшие парадными арки превратились в пристанище для сомнительных личностей, которые с многолетней сноровкой обыскивают мусорные баки. А рядом - ждут своих владельцев BMW и Мерседесы. Плакаты в стиле глянцевых журналов зазывают в магазины, коих тут предостаточно, несмотря на ограниченный километраж Никольской. От ГУМа протянулась растяжка: «Съешь сколько сможешь!» Широкий спектр услуг, как обычно говорят в рекламах, чтобы опустошить кошелек и порадовать чрево.
    Все это можно рассмотреть очень хорошо, если глядеть прямо перед собой и иногда ворочать головой по сторонам. Но стоит поднять глаза немного выше, и заметна совсем другая пестрота - архитектурная. Древнерусский, европейский, классический декор венчает вершину каждого дома на Никольской. Сколько раз ни проходи по улице всегда что-то новое для себя открываешь. Детали они обманчивы. Ночью их не видно совсем, все тонет в сумерках и ярком свете витринных огней. Днем солнце может осветить резные орнаменты, элементы парапетов и рам, но ведь торопишься и толком ничего не рассмотришь.

    Торопился в тот день и Иван Федоров, паковал вещи, прощался с товарищами по типографии, вспоминал, как он приехал сюда, и с чего все начиналось. Еще в 1553 году Иван Грозный построил на этой улице дом для типографии рядом с Никольским монастырем. «Помню, как вместе с Макарием мы приехали в Москву, как началась жизнь здесь». Сначала служили в Кремлевском храме Николы Гостунского, а потом пошли по пути просвещения. В типографии на Никольской начали впервые на Руси печататься книги. Работа была сложная, но интересная. Приходилось многое совершенствовать на ходу, придумывать приемы, которые хранились в секрете от остального мира. Не забыть, как в Никольском монастыре митрополит благословил на печать первой книги. Над «Апостолом» работали с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Уникальное по тем временам получилось издание: и текст, и буквица, два цвета, 268 листов, 1000 экземпляров. Казалось бы, все благоприятно складывалось. Но видимо, замыслил кто-то недоброе. Потому что посыпались донесения и злословия. Ходили слухи, что нечистая сила помогает печатать книги. И стали обвинять в ересях. И вот теперь, очень скоро придется уехать отсюда. От родного Печатного двора, от Никольского монастыря, от Кремля, от царя.

    А вот бы узнать, что лет через сто будет на этом месте? Но не через сто, а всего лишь спустя несколько лет после отъезда Федорова все изменилось. В Москве случился страшный пожар, который уничтожил почти все постройки на Никольской, в том числе и Печатный двор.

    Потом уже отстроили заново сгоревшее здание, на этот раз, расширив его до двух этажей, заменили дерево камнем, добавилт подклети и погреба. Книгопечатание возобновилось. Появилась первая «Азбука». Петровские «Ведомости» тоже вышли из-под никольского станка. В 1814 году завершилась последняя перестройка Печатного дома. Теперь готический стиль украшал Синодальную типографию. А еще через сто лет здесь разместили Историко-архивный институт, который владел не только старинной типографией, но и Заиконоспасским и Никольским монастырями. Первый из них был основан в начале XVII века, спустя почти сто лет в нем возник очаг русского просвещения - первое высшее учебное заведение. В Славяно-греко-латинской академии занимался Симеон Полоцкий, Ломоносов, Тредиаковский и Кантемир. Первыми преподавателями и основателями академии считаются братья Лихуды. Иоанникий и Софроний прибыли в Москву из Константинополя. Восемь лет они вдвоем вели занятия по грамматике, риторике, логике, математике и физике. Им тоже было непросто, как и Ивану Федорову, работать в условиях внутренней борьбы, сплетен, обвинений в ересях. В итоге их сослали в Ипатьевский монастырь под Костромой. На протяжении истории существования академии архитекторы несколько раз перестраивали здание, добавляя новые детали. Сначала это было произведение классической архитектуры, потом его украсили голландскими рамами и ордерными деталями.

    Никольский монастырь одна из самых древних построек на улице. Издавна считалось, что это место любимое греческими монахами. Они приезжали в Москву за сбором пожертвований для своих обителей. Позднее афонским служителям даровали это здание, они его расширяли, обновляли, служили в нем. В благодарность за это, они привезли с Афона известную икону Иверскую, которая позднее отправилась в Валдайский монастырь. Никольский монастырь был не только местом греческих богослужений, но и камерой для провинившихся монахов. Нередко русские цари, начиная от Ивана Грозного, заключали священнослужителей под стражу и отправляли в темницы древнего монастыря. Конечно, до наших дней не дошли эти исторические реликты, как и могила придворного поэта Антиоха Кантемира, который бы погребен в стенах монастыря. В начале 20-х годов прошлого столетия многие христианские строения были разрушены. Никольскому монастырю повезло больше - его закрыли.

    Рассказ о Никольской можно начинать с любого дома, любого переулка. И если бы Иван Федоров оказался сейчас на этой улице он бы, конечно, очень удивился архитектурным нагромождениям. Вот Богоявленский переулок, по которому можно добраться до Печатного двора. В прошлом году в этом переулке установили памятник основателям Славяно-греко-латинской академии братьям Лихудам. Пройти чуть-чуть вперед и увидишь «Бутербродную». Кажется, вывеска осталась еще с советских времен. Заходишь внутрь и думаешь, что вот она экзотика прошлых лет. Но кроме стоек и «ароматного» запаха, в кафе нет ничего интересного, даже гречки. Зато рядом теперь РГГУ. На крыльце всегда полно молодежи: голоса, шум, жизнь. 400 лет назад здесь тоже было не протолкнуться. Иконный ряд историки называют «священным местом» города. Здесь можно было приобрести нужную икону. Но не за деньги, а посредством бартера. Правда, недолго просуществовало это предпринимательское начинание. В 1681 году власти торговлю иконами запретили. Немного поодаль от этого места сегодня находится кафе «Пироги», где можно кофе попить и книжки купить. Несколько лет назад это место считалось пристанищем интеллектуальной молодежи, а сейчас - скорее заведение, где забываются за рюмкой «горькой». Впрочем, некоторая преемственность древней и настоящей Никольской все-таки сохранилась. Раньше здесь торговали книгами. И сейчас в нескольких местах на этой улице можно найти печатную продукцию. На противоположной Печатному двору стороне располагается книжный развал, где есть Олеша, Гессе, Аристотель, Кафка, Павич...Это конечно, не элитарная торговля прошлого. Не миновала эту улицу и давняя беда. Здесь еще со времен Ивана Грозного часто горели дома, подвалы, подсобки. Власти даже несколько раз перестраивали некоторые из них, расширяли улицу, чтобы предотвратить опасные происшествия. Но это почему-то не помогало. Сейчас тоже Никольская периодически горит. Пару лет назад от пожара пострадали те же «Пироги», говорили, что огонь вспыхнул как раз в книжном магазине.

    Особенность Никольской в ее многослойности. Как пирог она содержит в себе видимое и невидимое. Все магазины, витрины, вывески, выдающиеся вперед фасады - видимое. Невидимое скрыто за ними. Можно завернуть в арку и наткнуться на старинные и неожиданные постройки. Но сейчас это сделать не всегда возможно, часто арочные ворота заперты. Самые древние слои заметить и вовсе невозможно.

    Какие люди ходят сегодня по Никольской? Самые разные, как и сама улица. Тут будут и старушки, которые просят милостыню у близлежащих церквушек. И «бомжеватого» вида столичные старожилы, которые пробавляются содержимым мусорных баков. И сотрудники офисов, которые обедают где-нибудь неподалеку. И пожилые туристы из Европы, и милиционеры, неусыпно следящие за порядком...


















    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru