rss
    Версия для печати

    Гендерное измерение религии: православный аспект

    В МГУ им. М.В. Ломоносова, на философском факультете, 12-13 мая состоялась IX Ежегодная конференция Московского религиоведческого общества «Гендерное измерение религии». Одна из секций была посвящена проблемам гендера в Православии.

    Открывая конференцию, председатель МРО Ивар Максутов рассказал о том, что ежегодные конференции Московского религиоведческого общества неизменно пользуются внимание ученых со всей страны. В этом году, заинтересовавшись тематикой, заявки на участие прислали около 60 докладчиков. Антропологи, философы, филологи, социологи, историки говорили о гендере в мифологическом сознании, в преломлении религиозных традиций Востока, в Православии. Также в общем и в частности обсуждались гендерные стратегии в религиозных сообществах.

    Насыщенная программа конференции не позволила побывать ее участникам сразу на нескольких секциях одновременно, поэтому мы остановимся на нескольких докладах, посвященных проблемам гендера в Православии.

    Так, одним из самых обсуждаемых докладов на соответствующей секции стало выступление Александра Логинова, преподавателя РГГУ (кафедра социальной философии). Он говорил о гуманистическом дискурсе в современном Православии как предпосылке гендерной проблематики. Почему разговор о статусе мужчин и женщин в религии становится все более острым? По мнению исследователя, причина этого коренится в процессе индивидуализации, заинтересованности только «собственной жизнью». Религиозный опыт для многих людей сегодня перестает быть собственно опытом, оставаясь только лишь переживанием, одним из многих других переживаний.

    По мнению исследователя, сегодня, в эпоху постмодерна, человек похож на индивидуального предпринимателя, строя свою жизнь. А Церковь – это прежде всего община, которая не может состоять из множества обособленных индивидов. Для современного человека место в Церкви – это тоже место под солнцем: способ самореализации. Храм превращается для многих в клуб по интересам.

    Александр Логинов сделал вывод об опасности и неизбежности индивидуализма, вызвав массу вопросов у слушателей. Так, развернулась настоящая полемика о самом понятии индивидуальности, о самости и умении жертвовать собой. Разговор велся на примере статей и проповедей митрополита Антония Сурожского, описавшего опыт личной встречи со Христом.

    О феномене женской религиозности шла речь в выступлениях Ольги Сибирёвой и Лианы Ипатовой – только с разных сторон. Так, сотрудница информационно-аналитического центра «Сова» Ольга Сибирёва  представила данные своих многолетних наблюдений за «читалками» - женщинами, читающими Псалтирь над усопшими, провожающими человека в последний путь.

    Почему и как становятся читалками? Какую функцию исполняют эти женщины? Встроены ли они в традицию и что эта традиция для них означает? Каково их взаимодействие с официальной Церковью? На все эти вопросы исследовательница постаралась ответить. По ее мнению, институт читалок возник задолго до революции – то есть, иными словами, чтение Псалтири по покойнику в отсутствие священника, практиковалось на Руси всегда. Правда, насколько дореволюционная деятельность читалок была похожа на сегодняшнюю, неясно – Ольга Сибирёва по вполне понятным причинам исследовала современных читалок.

    В общем-то, стать читалкой может любая женщина пенсионного возраста – вне зависимости от собственной церковности. Если читалка воспитывалась в религиозной семье, ее поведение просто немного меняется: например, она иначе описывает собственные цели в своей деятельности, может не брать денег. Для воцерковившихся достаточно поздно, чтение Псалтири по усопшим – своего рода скрашивание досуга.

    Вывод исследовательницы: стать «читалкой», быть «читалкой» - это способ самореализации женщины в Православии. «Читальная» деятельность позволяет женщине занимать более высокую ступень в местном сообществе, служа своего рода посредником между двумя мирами и иногда даже заменяя священника там, где и не положено.

    Лиана Ипатова, сотрудник Института социологии РАН, сосредоточилась на социопсихологических особенностях женской религиозности, рассмотрев на примере нескольких десятков женских биографий причины прихода современной женщины в Церковь. Ее собеседницами стали женщины, посещающие храм от одного года, регулярно исповедующиеся и причащающиеся, занимающие какое-то определенное место на приходе.

    Исследователь выделила несколько определяющих факторов, которые влияют на религиозный выбор современной женщины. Оказалось, что, как правило, религия воспроизводится по женской линии, идеалами становятся женские религиозные фигуры (Божия Матерь, святые). Также Лиана Ипатова рассмотрела специфические мотивы женской религиозности – несчастье в семье (развод с мужем, болезнь ребенка или родителей), которое, как правило, приводит женщину в Церковь. Мотив самореализации также был отмечен социологом как определяющий. Рассмотрела Лиана и отношения женщины со священником, в котором зачастую пытаются найти не только духовного отца, но и наделить его фигуру несуществующими и невыполнимыми свойствами – чаще всего на подсознательном уровне.

    Большой интерес вызвало выступление Надежды Орловой, профессора из Санкт-Петербургского университета. Она уже много лет занимается антропологией пола и брака в христианстве. На конференции профессор представила объемный доклад о церковном разводе и его формах, существовавших в истории.

    После окончания конференции у меня четко сформировалось два впечатления. Первое – говоря о гендерных проблемах в религиозной традиции, ученые сегодня, как правило, говорят о женщинах (даже программа конференции была оформлена с намеком: переодетая в священническое облачение кукла Барби, сияющая искусственной улыбкой). Второе – рассматривая религиозное сознание «извне», исследователи опираются на очевидные проблемы, существующие в той или иной традиции.

    Что касается женского как синонима гендерного, то это можно объяснить все более возрастающей ролью женщины в мире. Роли мужчин и женщин становятся иными – хотим мы этого или нет. И позиции, занимаемые некогда мужчинами, все более отвоевываются представителями другой половины человечества.

    А если говорить о проблемах как условной единице исследований, то можно предположить следующее: ученые исследуют человеческое –и только. Только человеческое поддается измерению и классификации. А природа человека практически всегда «проблемна»…

    В следующем году на философском факультете Московского государственного университета пройдет X юбилейная конференция МРО, посвященная понятию «смерть» в религиозном дискурсе. 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Андрей, Новосибирск28.10.2011 12:12 #
    Что значит "хотим мы этого или нет"? Мир - это то, что непосредственно вокруг нас, а все остальное это просто хаотичный поток информации. Мы вообще живем в эпоху, когда информация существенно преобладает над действительностью. Поэтому каждый полноценный, вменяемый мужчина обязан взять себя в руки и навести порядок в окружающей его среде, расставляя все и вся по своим местам, и не забивая себе голову всякой фаталистической чепухой(так свойственной как раз пассивному женскому сознанию). Тем более явно противоречащей христианскому представлению о правильном мироустройстве. " До сих пор я говорил почти исключительно о мужчинах, потому что их религиозность несравненно важнее женской. Надежды серьезные надо основывать на такой религиозности, которая в силах перерасти рационализм и отрицание, а не такой, которая еще не доросла до них, - на такой вере, которая умеет справляться с требованиями научно образованного ума, а не на такой, при которой эти требования слабы. Религиозность мужчин почти настолько же важнее религиозности женщин, насколько вера людей ученых, богатых и благовоспитанных важнее веры людей простых, бедных, невлиятельных и ненаучных. Женщины, рано или поздно, идут вслед за мужчинами точно так же, как сельский и вообще рабочий класс, рано или поздно, уступает идеям и вкусам классов, более образованных и богатых. Конечно, и религиозность простого охранения, религиозность одного сердца хороши, за неимением лучшего. Когда уже иссякла всякая надежда на религиозность развития, на религиозность мысли, то и они полезны, как тормоз, задерживающий разрушение. И так как это уже всеми признаваемая аксиома, что у мужчин (и тем более у мужчин современно образованных) ум преобладает над чувством, то, разумеется, вся сила в них. Куда склонится течение мыслей у наиболее развитых и влиятельных мужчин, туда позднее пойдут за ними и женщины, и народ. Но если мы признали, что вера чистосердечная (женская и народная) полезна даже и в те времена, когда передовые мужчины охладевают к религии, то в такую эпоху, когда, напротив, у этих передовых мужчин начинает замечаться отвращение к рационализму и безбожию и является поворот к вере, - женская религиозность своей беззаветностью и симпатичностью может удесятерить возрастание религиозных сил в целом обществе нашем" (Константин Леонтьев "Добрые вести")

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru