rss
    Версия для печати

    Духовная музыка испанского Возрождения - исполнение через четыре века

    В актовом зале при храме святой мученицы Татьяны прошел концерт ансамбля старинной музыки "Flabrum euri", посвященный четырехсотлетию со дня смерти испанского композитора Томаса Луиса де Викториа. Прозвучали духовные произведения - гимны, псалмы, - в сопровождении старинных музыкальных инструментов.

    Старинная музыка сегодня и исполняется профессионалами, и адресована скорее подготовленным ценителям, чем широкой аудитории. Тем не менее любой слушатель может испытать на себе тот исцеляющий эффект, который оказывает эта музыка на уши и душу, уже привыкшие к модернизму в музыке и даже безвкусице поп-арта. Профессионалы же говорят об аутентичной манере исполнения (признавая, впрочем, что никто не слышал, как именно звучали эти же произведения в эпоху их создания) и соответствующих времени инструментах (виола да гамба может быть, конечно, заменена на современную виолончель, но это будет уже другое, не запланированное композитором исполнение).

    Ансамбль старинной музыки "Flabrum euri" - группа единомышленников, исполняющих старинную музыку в той манере, которая была характерна для средневековья и Возрождения. Когда тенора Романа Сайгина спросили, не мешает ли ему опыт пения в старинной манере, когда он поет на церковном клиросе вместе с другими певчими песнопения в современной обработке, он ответил, что наоборот - мастерство помогает. Мастерство это преумножается от обращения к столпам духовной музыки прежних времен. Например, Томас Луис де Викториа в эпоху Возрождения создавал в Испании произведения, и совершенные с технической стороны, и исполненные духовного содержания. Именно это сочетание, по мнению участников ансамбля "Flabrum euri", и ценится в настоящем искусстве.

    Вся жизнь Томаса Луиса де Викториа была отдана служению Богу через музыку. Вне этого служения он себя и не мыслил. Он не написал ни одного светского произведения - только духовные. Среди них Реквием по императрице Марии, 19 месс, 16 магнификатов, многочисленные псалмы и гимны. Он не искал званий, наград или славы, не скопил богатства, не обзавелся семьей. "Главным итогом его жизни стала его музыка, сравнительно обширная по количеству написанных сочинений, но еще более значимая по их содержанию", - считают участники ансамбля.

    Томас Луис де Викториа при жизни получил прозвище "испанского Палестрины" - и был одним из значительных композиторов Возрождения наряду с Палестриной, Лассо и Депре. Долгое время он жил и работал в Италии при папском дворе. Вернувшись на Родину, в Испанию, трудился при дворе императрицы Марии. Его имя носит консерватория в его родном городе Авила.

    "Не ищите в музыке де Викториа нацинального колорита, - говорят участники ансамбля. - В духовной музыке эпохи Ренессанса выражение национального духа не было принято. Не ищите в ней ярких мелодий, но воспринимайте ее целиком, ее одномоментно существующую гармонию, и тогда ее сложная полифония станет подобна солнечному свету, объединяющему в себе разные цвета".

    Ансамбль старинной музыки "Flabrum euri" был созданн в 2008 году группой единомышленников, увлеченных исполнением музыки Ренессанса и барокко. За это время коллектив подготовил несколько программ, посвященных в основном немецкой и французской музыке. Например, это программы "Под знаком солнца" (музыка эпохи великих Людовиков французских) и "Маленький духовный концерт" (жанр немецкого барокко). В Москве коллектив можно было услышать, в частности, в культурном центре "Покровские ворота", в католическом храме св. Людовика, в музыкальных вузах. Надеемся, что и выступления в актовом зале при храме святой мученицы Татьяны станут регулярными.

    Участники ансамбля шутят о том, что для многих старинная музыка становится семейным делом. Например, в инструментальной группе ансамбля "Flabrum euri" - супруги Владимир и Александра Дроздовы (виола да гамба бас и виола да гамба тенор), в вокальной группе - супруги Роман и Анна Сайгины (тенор и сопрано). Кроме них, в концерте участвовали Юлия Граб (виола да гамба сопрано), Ольга Жукова (виола да гамба тенор), Ольга Ушакова (сопрано), Евгений Воробьев (контртенор), Антон Васильев (баритон).

    Музыканты рассказывали об опытах зарубежной реконструкции старинной манеры исполнения, о разнице между произведениями для ансамбля или для большого хора, об облагораживающем действии музыки для души человека - и снова шутили о том, что даже преступников среди тех, кто занимается музыкой, мало - у них просто не остается на это времени. Слушатели же могут хотя бы на краткое время прикоснуться к миру духовной музыки на концертах ансамбля.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru