rss

    Вопросы настоятелю / Духовный отец

    Можно ли спастись, не имея духовника?

    Нужен ли мне духовный отец? Считаю, что мой предыдущий духовный отец был Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, я работал у него с 1998 г. и до 2003 г. (его смерти). Сейчас я инвалид II группы, студент психфака МГУ, прикован к дому и моему близлежащему храму в Братеево, и если до этого вопросов о духовном отце у меня не возникало из-за прикованности к месту работы и личности владыки, то теперь вопросы такие стали появляться: а нужен ли мне он вообще?

    Я могу оценивать свое поведение и со стороны будущего клинического нейропсихолога, и с позиций человека, столкнувшегося с этой проблемой, + я уже решил точно уйти в монашество! Так сказать, служение у меня в крови: отец — майор в отставке и мне дорога в храм, Отечеству я послужил: война в Чечне в военной разведке 94—96. Так нужен ли мне духовный отец?

    Сергей
    Москва
    5 мая 2006г.

    Уважаемый Сергей, вопрос, который Вы ставите, можно в разных плоскостях осмыслить, соответственно и ответы будут в таком случае разные. Можно его понять так: «Возможно ли спастись, не имея постоянного духовника?» Ответ будет конечно же однозначный: возможно. Многие сотни тысяч, а может быть миллионы православных людей в истории Церкви в силу разных объективных и субъективных обстоятельств не имели возможности постоянного, регулярного, внимательного духовного окормления. Что же, они все погибли? Нет конечно. Мы знаем, что уже в ХIX столетии святитель Игнатий указывал на ситуации, когда лучше опираться на книги святых отцов, чем на наставления неподготовленных наставников.

    Но ведь вопрос можно и в другом ключе поставить: «А как лучше спасаться, какой путь скорее ведет ко спасению?» И тут ответ тоже будет однозначный: конечно, вывереннее, церковнее, надежнее, несомненно, более опирающимся на традиции является путь спасения, подразумевающий вручение себя хотя бы отчасти, хотя бы в какой-то мере в духовное руководство благочестивого внимательного священнослужителя. Вы пишете о том, что какое-то время имели счастье окормляться у приснопамятного митрополита Питирима, значит, имеете определенный личный опыт того, что значит иметь духовно опытного наставника и советчика. Присмотримся к опыту святой Афонской горы, этого оплота православной духовности, столпа традиции, где никогда не прерывалось монашеское дело уже тысячу лет и где из рук в руки передавалась школа духовной жизни. Так вот, конечно же, Афон подразумевает, предполагает соединение усилий самого новоначального подвижника с мудростью его аввы, геранде, наставника. Очень важно, чтобы в нашей жизни присутствовало начало послушания. Это начало должно в себе сочетать послушание объективное — послушание церковному Преданию, Писанию, вере Церкви, строю ее жизни, которые никто и ничто не может отменить, и послушание субъективное — своему духовнику, по отношению к которому каноны устанавливают пределы: нужно слушаться до той поры, пока тебя не начнут учить ереси или чему-либо противному евангельской нравственности. Но, пожалуй, если отсечь эти две последних области, то во всем остальном стремиться прийти к такой мере жизни было бы спасительно для каждого из нас.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru