rss

    История

    Женское счастье 'во глубине сибирских руд'
    Женское счастье «во глубине сибирских руд»
    Фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» - яркая иллюстрация того романтического восторга и восхищения декабристами, которое царило в русском обществе, по крайней мере в большей его части, сразу после подавления восстания. За осужденными в сибирскую ссылку последовали их жены и невесты...
    Татиана Крещенская - Holiday Abroad
    Татиана Крещенская - Holiday Abroad
    В Париже, Праге, Варшаве, Берлине, других европейских городах русского рассеяния 25 января звучали здравицы в честь Татианы Крещенской и Московского университета. Московское землячество в Париже ежегодно организовывало традиционное празднование Татьянина дня. В праздновании принимал участие цвет интеллигенции русского Зарубежья.
    'Мысль народная' по Костомарову
    «Мысль народная» по Костомарову
    Год назад на нашем сайте были опубликованы выдержки из исторического труда Н. И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях». Материал вызвал у наших читателей некоторое недоумение, вопросы, даже недовольство публикацией материалов, «порочащих нашу историю». Но действительно ли Костомаров ставил своей целью опорочить историю русского народа? Попробуем разобраться.
    Платон и Аристотель: кто более матери-истории ценен?
    Платон и Аристотель: кто более матери-истории ценен?
    Все началось со случайного обрывка разговора: - Было бы лучше, если б в европейской культуре было больше Аристотеля; ее развитие пошло бы чуть по-другому... - Да, на русском до сих пор нет его хороших переводов... Покопавшись в своем скромном философском багаже, я обнаружила, что имена ученых-платоников приходят на ум как-то быстрее, от блаж. Августина до о. Павла Флоренского; а мистицизм и Средневековье воспринимаются почти как синонимы.
    Великая пианистка молилась за Сталина
    Великая пианистка молилась за Сталина
    «Жизнь и служение Марии Вениаминовны Юдиной, нашедшей в себе силы в тяжелые годы гонений сохранить в своем сердце искреннюю веру во Христа и Его Церковь, найдут своего исследователя и будут по достоинству оценены потомками». С таким заявлением выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
    Смерть и воскресение в Дахау
    Смерть и воскресение в Дахау
    Дахау — милый баварский городок в 16 километрах к северо-западу от Мюнхена. Дахау — символ и прототип фашистских концлагерей, место страдания и гибели тысяч людей. Дахау — памятник поражения бесчеловечного рационализмa. Дахау — свидетель воскресения.
    Главные черты женской личности
    Главные черты женской личности
    В продолжение темы о жизни, быте и нравах русского народа в допетровское время мы публикуем отрывок из очерка И. Е. Забелина повествующий, об эволюции понимания женщины и ее предназначения на Руси с принятием христианства
    Семейные нравы русского народа, или 'Страшилки' Костомарова
    Семейные нравы русского народа, или «Страшилки» Костомарова
    Все иностранцы поражались избытку домашнего деспотизма мужа над женою. В отношениях между двумя полами русские видели одно животное влечение. В Москве, замечает один путешественник, никто не унизится, чтоб преклонить колено пред женщиною и воскурить пред нею фимиам.
    Российский гимн: от молитвы до отречения и…
    Российский гимн: от молитвы до отречения и…
    Визитная карточка страны, выражение национальной идеи, прославление истории, воодушевление народа…  У гимна роль ничуть не меньше, если не больше, чем у других государственных символов: слова воздействуют на разум, музыка - на душу.
    Размышления над Солженицыным. Часть 2
    Размышления над Солженицыным. Часть 2
    Мы продолжаем беседу с Ф. А. Гайдой о России 1917 года, солженицынском и научном ее видении. Почему Дума противостояла идее самодержавия? Какие протестантские веяния охватили Русскую Церковь? Была ли Российская Империя православной? Мог ли Государь не отрекаться?
    Размышления над Солженицыным
    Размышления над Солженицыным
    У читателей возникли вопросы в отношении резких оценок А. И. Солженицыным деятельности Государя в статье "Размышления над Февральской революцией". Православным дорога память царственных страстотерпцев, однако и Государь, и его окружение - исторические персоны. Мы обратились за комментарием к Федору Александровичу Гайде*, преподавателю истфака МГУ.
    Письмо мученика — Патриарху
    Письмо мученика — Патриарху
    2 мая 1944 года умер приснопамятный Патриарх Сергий (Страгородский). Вокруг его деятельности как главы Православной Церкви до сих пор ведутся споры. Мы публикуем воспоминания о нем и атмосфере того времени Ольги Подобедовой, которая была лично знакома со святейшим владыкой.
    Александр Солженицын. Размышления над Февральской революцией - часть 2
    Александр Солженицын. Размышления над Февральской революцией - часть 2
    Сомневаются: да называть ли её революцией? Если даже к 9 марта, как мы уже видим, на своих просторах, в своих массах Россия ещё не пережила Февраля, не осуществляла его сама, но повсюду уже узнала о нём с опозданием, а где и с большим, узнала как о постороннем свершившемся факте. Ни в необъятной российской провинции, ни в Действующей Армии никакого Февраля в феврале не произошло, ни народ, ни цвет армии не участвовали в том — а значит, нигде, кроме Петрограда, не было предрасположения к восстанию? Февральская революция произошла как бы НЕ В РОССИИ, но в Петрограде, потом и в Москве ЗА Россию, вместо неё, а всей России объявили готовый результат. Если б революция была стихийной и всенародной — она происходила бы повсюду. Разве Государю было неизбежно отрекаться? Разве потому он отрёкся, что революция быстро и сильно раскатилась по стране?
    Александр Солженицын. Размышления над Февральской революцией
    Александр Солженицын. Размышления над Февральской революцией
    Никак бы не отговориться, что Февральская революция грянула неожиданно... Монархисты в эмиграции потом десятилетиями твердили, что все предали несчастного Государя и он остался один как перст... Но чего ж тогда, правда, стоила эта власть, если никто не пытался её защищать?...Кто же мог ожидать, кто же бы взялся предсказать, что самая мощная империя Мiра рухнет с такой непостижимой быстротой? Столетиями стоять скалой — и рухнуть в три дня? Даже в два: днём 1 марта ещё никто и не предлагал Государю отрекаться днём 3 марта отрёкся уже не только Николай II, но и вся династия.
    Из записной книжки московского старожила: Гоголь и Московский университет
    Из записной книжки московского старожила: Гоголь и Московский университет
    Николай Васильевич Гоголь не учился в Московском университете, не занимал там никакой кафедры, хотя одно время этого желал. В 1834 году он раздумывал, искать ли ему кафедры всеобщей истории во вновь открывшемся тогда Киевском университете Святого Владимира - по совету М. А. Максимовича - или адъюнкт-профессуры в Московском университете, как рекомендовал М. П. Погодин. Из переписки Гоголя с последним мы знаем, что он действительно имел намерение стать адъюнкт-профессором Московского университета
    Необходимость присоединения Кавказа к России обосновал… дядя Пушкина
    Необходимость присоединения Кавказа к России обосновал… дядя Пушкина
    Павел I проявлял исключительное внимание к судьбе Грузии. Он направил туда дядю будущего великого поэта – графа Мусина-Пушкина, который писал государю: «сей благословенный край, изобилием своим и своим райским климатом удобный вкушать все благоденствия, впадёт в величайшее неустройство и смятение и даже подпадёт владычеству или персов или турок, либо разорится до конца от хищных горцев…». Именно дядя Пушкина первым обосновал необходимость присоединения Кавказа к России.Мы завершаем публикацию краткого очерка истории русско-грузинских отношений.
    Дом Божий и революция
    Дом Божий и революция
    В 1847 г. Филарет Митрополит Московский, освящая домовую церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы при доме графов Шереметевых на Воздвиженке, сказал: «Иметь храм Божий близ себя в своем доме — приятная и вожделенная мысль, когда подумать о благодати храма Божия, но и устрашающая мысль, когда подумать о святости Живущего в нем». Спустя десятилетия святость дома Божиего не устрашила большевиков: «С точки зрения интересов дела все было продумано правильно. Был выбран противник, слабый, неопытный, лишенный поддержки. На небольших домовых церквах Москвы можно было получить прекрасную и наглядную, и бумажную отчетность о проделанной работе, и при этом ничего не делать, а использовать результаты работы причта и активистов церквей в последние месяцы 1918 года». Мы публикуем материал о домовых церквах Москвы и богоборческой деятельности большевиков в первые годы советской власти.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru