rss

    Алексей Варламов

    Алексей Варламов

    Родился в 1963 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского государственного университета в 1985 г.

    Доктор филологических наук, профессор филфака МГУ, преподаёт русскую литературу начала XX века и одновременно ведёт творческий семинар в Литературном институте им. Горького. Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США. Визитинг-профессор университета Айовы (США, 1998).

    Как прозаик дебютировал рассказом «Тараканы» в журнале «Октябрь» (1987, № 12). Первая книга «Дом в Остожье» вышла в 1990 году. Известность автору принесли роман «Лох» (журнал «Октябрь», 1995) и повесть «Рождение» (журнал «Новый Мир», 1995). Роман «Одиннадцатое сентября» вызвал неоднозначные оценки критики (вышел в журнале «Москва» в 2003 году).

    Член Союза российских писателей с 1993 г. Был членом общественного совета «Литературной газеты» (до 1997), редакционного совета ежемесячника «Накануне» (1995). Член редакционных коллегий журналов «Литературная учеба», «Октябрь», «Роман-газета» (с 1998).

    Автор многих публицистических и литературоведческих статей. Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей». В серии ЖЗЛ выпустил книги о Михаиле Пришвине, Александре Грине, Алексее Николаевиче Толстом, Григории Распутине, Михаиле Булгакове.

    Лауреат премий: «Антибукер» (1995), Лейпцигского литературного клуба «Lege Artis» за лучший русский рассказ (1995), премии Александра Солженицына «за тонкое исслеживание в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире; за осмысление путей русской литературы XX века в жанре писательских биографий» (2006), Национальной литературной премии «Большая книга» (2007, вторая премия за документальный роман «Алексей Толстой»).

    Алексей Варламов: Голос Патриарха
    Алексей Варламов: Голос Патриарха
    Для очень многих жителей России Патриарх Кирилл – единственный вызывающий доверие человек, находящийся на вершине общественной жизни.
    Уроки русского
    Уроки русского
    25 ноября ушел из жизни писатель, мыслитель, общественный деятель Леонид Иванович Бородин. Ему было 73 года, из которых одиннадцать лет он провел в заключении – в брежневских и андроповских лагерях. А в перерывах между посадками писал стихи и прозу, выпускал самиздатовский журнал, печатался на Западе в «Посеве» и «Гранях» и ничего и никогда не боялся. В эмиграцию не стремился и вне России своей жизни не представлял. Таких людей советская власть ненавидела и боялась пуще всего, пыталась сломать, да сама о них зубы сломала.
    'Взвыл человек от тоски и безверья'
    «Взвыл человек от тоски и безверья»
    2 октября – день памяти Василия Макаровича Шукшина. На этот год дата приходится не круглая, однако чем больше времени после смерти Шукшина проходит, тем острее чувствуется и современность, и тайна этого человека.
    Мария и Вера
    Мария и Вера
    Впервые я прочитал Евангелие, когда учился в девятом классе. До той поры о земной жизни Спасителя мне приходилось черпать сведения исключительно из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», которую много раз подряд я слушал на стареньком магнитофоне и постепенно выучил ее слова наизусть – оттуда же узнал и об апостолах, и о Пилате, и о Кайафе, и о Марии Магдалине – уроки английского в школе проходили не напрасно…
    Колысь
    Колысь
    Зимние студенческие каникулы связаны в моей душе с одним воспоминанием. В прежние годы я уезжал на это время в этнолингвистические экспедиции на Карпаты. Их вдохновителем был академик Никита Ильич Толстой – чудесный, благообразный, казавшийся из-за своей большой белой бороды стариком человек, который в самое застойное время поздравлял всех с Пасхой, никогда не ставил оценок ниже четверок, но если ты отвечал нехорошо, какой же тебя охватывал стыд! Студентом я у него в спецсеминаре не учился, но потом, работая на факультете, начал к нему ходить, слушал его рассказы и по его благословлению стал, как говорят географы, ездить в поле. Точнее – в горы, потому что Никита Ильич считал, именно там, в карпатских горах, надо искать, как жень-шень, единый праславянский корень.
    Гёреме
    Гёреме
    У Олеси Николаевой есть небольшая повесть, которая называется «Корфу». Не так давно она вышла в издательстве Татьянинского храма, и мне подарила ее сама матушка Олеся, когда приходила к нам в литературную студию «Сфинкс» на филологическом факультете. Книгу эту я прочитал за один присест: она, как и все Олесей Николаевой написанное, захватывает так, что пока не дочитаешь до конца, ничем другим заниматься не можешь, а потом еще долго мысленно возвращаешься. Я читал в самолете, когда летел, правда, не на Корфу, а совсем наоборот. Мы летели в Турцию.
    На разделе воды
    На разделе воды
    Есть в окрестностях больших городов сельские храмы, в которых летом к местным жителям прибавляются в большом числе горожане: отпускники, пенсионеры, дачники, огородники, садоводы, грибники, купальщицы и прочий приезжий люд. Среди тех, кто приходит на службу, встречаются и настоящие ревнители благочестия, и случайно забредшие люди. Длинные юбки и блузки контрастируют с открытыми сарафанами и модными брюками либо спортивным трико у женщин и шортами да шароварами у мужчин. Молитвенное благоговение перебивается звонками мобильных телефонов, чьим владельцам никакие объявление и перечеркнутые символы при входе не указ. Таково наше лето и таковы наши нравы.
    Да ведают потомки православных
    Да ведают потомки православных
    Одна из самых замечательных книг, какую мне довелось прочитать в последнее время, – «Записные книжки» епископа Варнавы (Беляева). Удивительный, поразительный и очень неоднозначный он был человек!
    Отпустите его!
    Отпустите его!
    Семьдесят лет тому назад, 10 марта 1940 года, в 16 часов 39 минут, в писательском доме в Нащокинском переулке после мучительной наследственной болезни скончался русский писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков. Его смерть прошла почти незамеченной.
    Товарищ Чехов
    Товарищ Чехов
    Когда я учился в школе, то из всех русских классиков больше всего мне не нравился Антон Павлович Чехов. Во-первых, своей постной физиономией в пенсне. А во-вторых, то, что мы читали по программе, - «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Вишневый сад» и даже «О любви» - казалось занудным и пресным. Может быть, оттого, что скучно преподавали, может быть, не дорос, но и сегодня «школьные» рассказы и эту пьесу я не считаю у Чехова своими любимыми.
    О сеянии ржи
    О сеянии ржи
    Среди потока казенных новостей, глянцевых репортажей, сенсаций, горестных известий о катастрофах, терактах и смертях в уходящем году не раз мелькало сообщение о близящемся светопреставлении. На сей раз оно назначено на год 2012-й от Рождества Христова, хотя и связано с календарем племени майя.
    Городок
    Городок
    Уже двадцать лет мы говорим о России, которую потеряли. А есть ли страна, которую мы приобрели? Иногда кажется, что нет и вряд ли появится. Писатель Алексей Варламов, недавно вернувшийся из краснодарского Усть-Лабинска, думает иначе.
    Имя собственное
    Имя собственное
    Недавно на нашем сайте было опубликовано интервью с А. Н. Варламовым, автором книги о Григории Распутине, которая вышла в серии "Жизнь замечательных людей". Сегодня мы предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Алексея Николаевича. Будем рады вашим откликам.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru