rss

    Евдокия Варакина


    Православная проза как миссия
    Православная проза как миссия
    Открытое письмо Дарье Болотиной
    'Сказки о скорой помощи, или 03' Татьяны Летицкой (ч.2)
    «Сказки о скорой помощи, или 03» Татьяны Летицкой (ч.2)
    Почему Летицкая не замечает нецеломудрия своих героев? Что для нее художественный ориентир?
    'Сказки о скорой помощи, или 03' Татьяны Летицкой (ч.1)
    «Сказки о скорой помощи, или 03» Татьяны Летицкой (ч.1)
    Помимо литературного таланта, у автора «Сказок…» есть самозабвенная любовь к работе на «Скорой» (любовь честная, без розового флера), а также трезвое и милующее отношение к человеку. Все это создает очень христианскую по духу атмосферу, в которой и разворачиваются события
    '2017': невидимая брань постхристианской цивилизации. Ч.2
    «2017»: невидимая брань постхристианской цивилизации. Ч.2
    Оказывается, что сюжет романа, несмотря на пронизывающий его дух неоязычества, можно воспринять и в православном ключе. Дает основание для такого прочтения та самая, на первый взгляд фоновая, историко-политическая сюжетная линия, заданная заглавием.
    '2017': невидимая брань постхристианской цивилизации. Ч.1
    «2017»: невидимая брань постхристианской цивилизации. Ч.1
    Действие романа разворачивается в 2017 году. Мир, изображенный в романе - это постхристианская цивилизация, где Церковь по-прежнему существует, однако в глазах героев не обладает больше ключом к метафизическому пласту реальности...
    Повести Белкина: что наша жизнь - игра? (Ч. 2)
    Повести Белкина: что наша жизнь - игра? (Ч. 2)
    Соотношение придуманного и настоящего, сыгранного и неподдельно-искреннего в человеческой жизни - вот тема, которая объединяет «Выстрел», «Метель», «Станционного смотрителя» и «Барышню-крестьянку».
    Повести Белкина: что наша жизнь - игра?
    Повести Белкина: что наша жизнь - игра?
    Когда писатель объединяет несколько своих произведений под одним общим названием, всегда задумываешься, каким принципом руководствовался автор, создавая этот цикл, какую мысль он в это вкладывал. Возникает этот вопрос и при чтении «Повестей Белкина».
    "Пенье истины простой". Лирика архиеп. Иоанна (Шаховского). Ч. 2
    "Пенье истины простой". Лирика архиеп. Иоанна (Шаховского). Ч. 2
    ...Благовествовать людям о Любви Божией - в этом видел цель своего служения этот удивительный религиозный поэт, принявший в монашеском постриге имя в честь Апостола Любви.
    'Пенье истины простой': о лирике архиеп. Иоанна (Шаховского) Ч. 1
    «Пенье истины простой»: о лирике архиеп. Иоанна (Шаховского) Ч. 1
    Архиепископ Иоанн (Шаховской) известен в современной России прежде всего как духовный писатель, проповедник, богослов. Его религиозную поэзию в нашей стране знают хуже, хотя она за последнее десятилетие неоднократно переиздавалась, при желании ее можно найти и в Интернете, и в библиотеках....
    Эстетика религиозной поэзии (заметки на полях диссертации) Ч.2
    Эстетика религиозной поэзии (заметки на полях диссертации) Ч.2
    Итак, «светский» читатель ищет в религиозной поэзии прежде всего художественные достоинства, «новоначальный» в вере - духовную биографию поэта.
    Эстетика религиозной поэзии (Заметки на полях диссертации) Ч.1
    Эстетика религиозной поэзии (Заметки на полях диссертации) Ч.1
    ...- и последнее, - помолчав, задумчиво сказал научный руководитель. - Вы пишете, что один из критиков назвал стихотворения Шаховского лирическим богословием. Вам не кажется, что для поэзии это - убийственная характеристика?
    'Капитанская дочка': сказка о тихой праведности Ч.2
    «Капитанская дочка»: сказка о тихой праведности Ч.2
    Пушкин нашел, пожалуй, единственно верный путь для создания идеального героя - он не должен с самого начала изображаться как Герой, Красавец, поражать воображение читателя ослепительным блеском своих достоинств, вокруг него не должно строиться все повествование...
    'Капитанская дочка': сказка о тихой праведности. Ч.1
    «Капитанская дочка»: сказка о тихой праведности. Ч.1
    "Капитанскую дочку"  называли "самым христианским произведением русской литературы". Интересно, почему? А еще - по сюжету, по композиции, "Капитанская дочка" - самая настоящая сказка.
    Венчание в жизнь вечную. Часть 2
    Венчание в жизнь вечную. Часть 2
    Изменить не только настоящее, но и прошлое. Не только исправить свои ошибки, но «отменить» их, вычеркнуть из бытия. Это действительно удается герою - с помощью венчания.
    Венчание в жизнь вечную. Часть 1
    Венчание в жизнь вечную. Часть 1
    Повесть Роберта Балакшина «Венчание» - это свое, тихое, неповторимо-личное слово о Боге, достигающее самых глубин души. Сюжет повести - как человек может по своему легкомыслию и душевному нечувствию потерять самое дорогое и бесконечно важное.
    'Крест - вот разгадка': 'Отцы и дети' как христианский роман
    «Крест - вот разгадка»: «Отцы и дети» как христианский роман
    Роман «Отцы и дети» своим заглавием задал целое направление в развитии русской мысли - социальной, психологической, историко-философской. Спорили и о самом романе, и о тех явлениях русской жизни, которые он отразил или предвосхитил.
    Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. Великой Отечественной посвящается... Часть 2
    Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. Великой Отечественной посвящается... Часть 2
    Автор и герой книги - не сказочный «добрый молодец», в его фронтовой жизни были и тяжелые, не всегда преодолеваемые искусы... Он пишет и о них. Получается, что в сущностном плане жизнь на войне не отличается от «мирной»: человек всегда - между страхом и надеждой, правдой и ложью, добром и злом.
    Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. (Ч. 1)
    Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. (Ч. 1)
    Современный православный читатель избалован рассказами о чудесах на войне. Но даже среди многочисленных изданий, посвященных тому, как в разное время Господь спасал русских воинов от смерти, а Россию от гибели, документальная книга В.П. Решетникова «Защитник своей Родины» занимает особое место.
    'Плач третьей птицы' - неклассические проблемы современной духовной жизни. Ч. 2
    «Плач третьей птицы» - неклассические проблемы современной духовной жизни. Ч. 2
    Цель монахини N - лишить читателя «автоматизма восприятия», помочь трезво взглянуть на cебя, увидеть и принять свою немощь, но не погрузиться в ее созерцание, а обратить свой взор к Богу, Которому не нужно надрывно доказывать, что ты что-то значишь и все-таки достоин уважения...
    'Плач третьей птицы' - неклассические проблемы современной духовной жизни
    «Плач третьей птицы» - неклассические проблемы современной духовной жизни
    Монашество некрасиво не только внешне. В определенные моменты оно некрасиво, даже страшно и безобразно и с внутренней стороны: «Чистое благородство христианства, прекрасные порывы духовной жажды повседневно одолеваются низостью, телесностью, готовностью к измене ради вещей суетных и ложных».
    'Бедные люди' Достоевского: о страсти тщеславия и любви к ближнему. Ч. 2
    «Бедные люди» Достоевского: о страсти тщеславия и любви к ближнему. Ч. 2
    О том, почему Девушкин не женился на Вареньке, о «маленьких людях» великой русской литературы, о грехе и страстях, милосердии, сострадании и примирении, обманутых читательских ожиданиях и подлинном катарсисе.
    'Бедные люди' Достоевского: о страсти тщеславия и любви к ближнему
    «Бедные люди» Достоевского: о страсти тщеславия и любви к ближнему
    Автор предлагает очень небанальную, «нешкольную», но тем не менее ненадуманную интерпретацию одного из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Всматриваясь в образы главных героев, мы находим ответы на собственные «проклятые вопросы».
    О чудесах истинных и ложных: 'Запечатленный ангел' Лескова. Часть 2
    О чудесах истинных и ложных: «Запечатленный ангел» Лескова. Часть 2
    Необходимо различать, для кого предназначает Господь чудо. Если оно адресовано «внешним» для свидетельства об истинности православной веры, чудо должно подвергаться тщательной проверке.
    О чудесах истинных и ложных: 'Запечатленный ангел' Лескова
    О чудесах истинных и ложных: «Запечатленный ангел» Лескова
    Ясно почувствовать в своей жизни ведущую руку Божию - это самое главное чудо, с которым может столкнуться человек. Но чудес - истинных и ложных - множество. Различно и отношение к ним - от чудомании до чудофобии...
    "Како может Бог прокаженное житие убелити и очистити" (О романе "Господа Головлевы". Ч. 2)
    "Како может Бог прокаженное житие убелити и очистити" (О романе "Господа Головлевы". Ч. 2)
    «Затворение в гроб» действительно пробуждает в некоторых героях инстинкт освобождения, реализующийся в некоем надрывном рывке вовне. Это может быть чисто физический рывок (так Степан выбивает окно своей тюрьмы и уходит в никуда), это может быть рывок духа (так Арина Петровна, разрывая оковы своего оцепенения, проклинает Иудушку), это может быть рывок в виде бунта против мертвенной атмосферы и выбора, из чувства противоречия, иного пути, осознаваемого героем как жизнь.
    "Како может Бог прокаженное житие убелити и очистити". (О романе Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Ч. 1)
    "Како может Бог прокаженное житие убелити и очистити". (О романе Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Ч. 1)
    Роман «Господа Головлевы» задуман как великопостное произведение. В первом рассказе из цикла незаметно разбросаны отсылки к так называемым подготовительным неделям: о мытаре и фарисее («...Он лежал на постели с закрытыми глазами и, когда вошли дети, крикнул: «Мытаря судить приехали?.. вон, фарисеи... вон!»), о блудном сыне («...Лицо Степана Владимирыча побледнело, руки затряслись: он снял картуз и перекрестился. Вспомнилась ему евангельская притча о блудном сыне, возвращающемся домой...»), о Страшном суде («...Но Степан Владимирыч ничего не замечает: все легкомыслие вдруг соскочило с него, и он идет, словно на Страшный суд»).
    По ту сторону добра и зла, или Красота по-живаговски. Часть 2
    По ту сторону добра и зла, или Красота по-живаговски. Часть 2
    Не только переназвать грех каким-то высоким словом, словно отменяющим его греховность, но еще и подвести его под Божественное покровительство, - тоже прием, весьма распространенный в художественной культуре, как высокой, так и массовой. Вспоминаются строчки из какой-то современной эстрадной песенки, где речь также шла о незаконной любви: «Давай оставим все как есть: счастливых Бог не судит. Давай оставим все как есть - и будь что будет!»
    По ту сторону добра и зла, или Красота по-живаговски
    По ту сторону добра и зла, или Красота по-живаговски
    С первых страниц «Доктора Живаго» читатель подпадает под власть того напряженного силового поля, которое подчиняет себе все остальное в романе: рассуждения героев, их поступки, переплетение их судеб. Эта главенствующая сила - трепетное преклонение перед красотой жизни.
    Герои страсти над обрывом любви
    Герои страсти над обрывом любви
    «Обрыв» - роман о страсти. О страсти как о проявлении подлинной жизни. О страсти как о силе, приводящей в движение все остальные силы человеческой души. О страсти как о страшной силе, которая сжигает душу и лишает человека жизни - метафизически, а иногда и буквально.
    О мойрах, фатуме и нравственном законе. Часть 2
    О мойрах, фатуме и нравственном законе. Часть 2
    Трудно смотреть на героев «Лоха» непредвзято, со стороны. Чувствуешь себя тем самым воинствующим фанатиком: перед тобой со всей искренностью распахнули душу, а ты вдруг вместо сопереживания начинаешь какие-то неуместные вещи говорить, про каноны да про седьмую заповедь.
    О мойрах, фатуме и нравственном законе. Часть 1
    О мойрах, фатуме и нравственном законе. Часть 1
    Роман «Лох» Алексея Варламова написан пронзительно, на одном дыхании. Так он и читается. Жизненный путь героя показан так, что невольно поражаешься безукоризненно верной интонации автора: не чувствуется ни назидательности, ни отстраненности, ни четко расставленных акцентов и оценок - перед нами словно доверчиво раскрывается дверь в чужую судьбу, и эта беззащитность и обнаженность человеческого сердца с его кровоточащими ранами, искренностью порывов, болью от несбывшегося, щемящим чувством нежности к бытию, трудными, неровными исканиями Смысла и Бога обезоруживают, заставляют забыть о себе и сопереживать страдающему, радующемуся, ищущему другому.
    Путь русского интеллектуала в поисках истины
    Путь русского интеллектуала в поисках истины
    «Матисс» Иличевского, получивший в 2007 году «Русский Букер», - роман о том, как ученый-физик Леонид Королев искал Бога. И, как утверждают критики-рецензенты, Его нашел.
    "Басилевс" Славниковой: смысл жизни и таинство смерти (ч. 2)
    "Басилевс" Славниковой: смысл жизни и таинство смерти (ч. 2)
    Вслед за разочарованием приходит естественное недоверие: предложенная нам интерпретация – игровая обманка, отвлекающая от подлинного метафизического смысла рассказа. Во всяком случае, так хочется думать, потому что иначе «Басилевс» просто не стоит минут, затраченных на его чтение.
    "Басилевс" Славниковой: смысл жизни и таинство смерти (ч. 1)
    "Басилевс" Славниковой: смысл жизни и таинство смерти (ч. 1)
    Рассказ «Басилевс» Ольги Славниковой вошел в современную литературу смело, как заведомый победитель. «Букер» автора, да и просто устойчивая репутация Славниковой как талантливого писателя словно незримыми крылами оберегали новое произведение от бурь и невзгод.
    Дед Мороз: культурный символ или реальная личность? Ч. 2
    Дед Мороз: культурный символ или реальная личность? Ч. 2
    Наверно, нет ребенка, который бы не верил в то, что есть Добрый Кто-то, кто поможет ему в трудную минуту, пошлет то, что ему очень-очень нужно, стоит только попросить. Для светского ребенка этим Кем-то становится Дед Мороз. Это очень хорошо, ведь в этот момент неверующий ребенок выбирает не зло, а добро, пусть и в таком, сказочном воплощении. Но допустимо ли это для ребенка из церковной семьи?
    Дед Мороз: культурный символ или реальная личность?
    Дед Мороз: культурный символ или реальная личность?
    Вопрос о том, как относиться к Деду Морозу, встает перед многими православными родителями. Периодически дискуссии на эту тему возникают на различных интернет-форумах. Два полюса православного отношения к Деду Морозу лаконично выразили участники дискуссии на Родительском форуме Православной беседы.
    Трое соборян и одна просвирня (Эпизод 2)
    Трое соборян и одна просвирня (Эпизод 2)
    Путь молчаливой прощающей доброты, подкрепленной кроткой верой, - это второй путь борьбы с безбожием, путь простого человека, не обладающего проповедническим талантом, но имеющим чистое и преданное Богу сердце.
    Трое соборян и одна просвирня (Эпизод 1)
    Трое соборян и одна просвирня (Эпизод 1)
    Спустя несколько десятилетий после публикации «Соборян» о. Иоанн Кронштадский с болью в сердце воскликнет: «Молись Богу с кровавыми слезами об общем безверии и развращении России». Митрополит Вениамин (Федченков) в своих воспоминаниях укажет на один из симптомов распространяющегося в обществе равнодушия к религии…
    Горе от ума? Или от сердца? (Эпизод 2)
    Горе от ума? Или от сердца? (Эпизод 2)
    Поведение Чацкого в финале являет собой резкий контраст с тем, как он вел себя с Софьей в начале пьесы. Если раньше он возвеличивал Софью, пытался завоевать ее любовь (превознося ее и унижая всех окружающих ее людей), то, обнаружив, что она предпочла ему Молчалина, он мгновенно теряет самообладание и выливает на нее поток желчных слов, обличений и жестоких насмешек, не обращая внимания на боль и горе самой Софьи, которая только что обнаружила неверность и двуличие того, кого любила и идеализировала.
    Горе от ума? Или от сердца? (Эпизод 1)
    Горе от ума? Или от сердца? (Эпизод 1)
    Идеологическую борьбу персонажей «Горе от ума» должен увенчать традиционный для мировой литературы приз - любовь прекрасной дамы. Но, напряженно следя за словесными турнирами, мастерски аранжированными талантливым драматургом, читатель может упустить из внимания, что приз-то - не изящно декорированный кубок. Софья - живой человек. И на самом деле именно она, она одна, противостоит всем остальным персонажам пьесы.
    'Анна Каренина': искушение страстью. Эпизод 2
    «Анна Каренина»: искушение страстью. Эпизод 2
    Семейные узы с Карениным духовно разорваны. Но остается еще одна ниточка, более прочная, привязывающая Анну к семье - ее отношения с сыном. Они любят друг друга бесконечно, и Сережа своим чутким детским сердцем понимает, что в маминой жизни что-то изменилось. Он недоумевает, он растерян, и это смятение ребенка как огнем жжет обоих любовников.
    'Анна Каренина': искушение страстью
    «Анна Каренина»: искушение страстью
    Завершая работу над романом, в 1877 году Толстой писал: «Мне теперь так ясна моя мысль... В «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную». Уже первые строки романа, ставшие хрестоматийными, указывают ту призму, через которую смотрит писатель на жизнь своих героев.
    Любовь и голуби, или О чем мечтали герои 'Обломова'. (Часть 2)
    Любовь и голуби, или О чем мечтали герои «Обломова». (Часть 2)
    Найти в себе силы защищать то, что тебе дорого, зная, что встретишь неодобрение и непонимание со стороны человека, мнением которого ты дорожишь, - разве можно это назвать духовной деградацией? Наоборот, сердце Обломова к концу жизни очистилось от наносной грязи выдуманной жизни, основанной на гордости, он увидел себя настоящего.
    Любовь и голуби, или О чем мечтали герои 'Обломова'
    Любовь и голуби, или О чем мечтали герои «Обломова»
    Филигранно выписанная Гончаровым история нежизнеспособности «жизненного» уклада Обломова подробно проанализирована в многочисленных статьях и монографиях. Уже после выхода хрестоматийной статьи Добролюбова «Что такое обломовщина» Иван Александрович писал: «Мне кажется, об обломовщине... уже сказать после этого ничего нельзя. <...> Критику остается - чтоб не повториться - или задаться порицанием, или... говорить о женщинах».  Поговорим же - о женщинах «Обломова», точнее, о любви.
    'Молитва о Пушкине' Ирины Бродской
    «Молитва о Пушкине» Ирины Бродской
    Как говорить о чуде? Это главный вопрос, возникающий при чтении книги Ирины Бродской «Молитва о Пушкине». О сокровенном, трудно уловимом чуде преображения человеческой души...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru