rss

    Любовь Макарова

    Апостольский пост или 'петровка-голодовка'
    Апостольский пост или «петровка-голодовка»
    В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский?
    Владимир Воропаев: 'Гоголю можно все, и проповедовать тоже'. Часть 1
    Владимир Воропаев: «Гоголю можно все, и проповедовать тоже». Часть 1
    4 марта - день смерти Николая Васильевича Гоголя. В преддверии этой даты предлагаем Вам интервью с председателем Гоголевской комиссии РАН, профессором МГУ Владимиром Алексеевичем Воропаевым.
    Проблемы не в языке, а в головах
    Проблемы не в языке, а в головах
    Сегодня, когда Церковь отмечает память святых Кирилла и Мефодия, а общество - День славянской письменности и культуры, мы вновь говорим о русском языке. Слова о его деградации уже давно стали общим местом, но доктор филологических наук, профессор МГУ и МДА Александр Волков считает, что с языком как раз все в порядке...
    Владимир Воропаев: "Гоголю можно все, и проповедовать тоже". Часть 2
    Владимир Воропаев: "Гоголю можно все, и проповедовать тоже". Часть 2
    Кто, как не председатель Гоголевской комиссии РАН, профессор МГУ Владимир Алексеевич Воропаев, может рассказать, действительно ли «все мы вышли из «Шинели» Гоголя», куда пропала голова Гоголя в 1931 году, и почему подросткам полезно читать гоголевские размышления о Литургии.
    Как рождаются языки. Часть 2
    Как рождаются языки. Часть 2
    Перевод, сделанный человеком, который пытается каким-то образом продвинуть своё представление о том или выражени, содержащемся в Св. Писании, может быть интересным, я не утверждаю, что его вообще не нужно читать и сразу отбросить, но к нему нужно относиться критически.
    Как рождаются языки. (Ч.1)
    Как рождаются языки. (Ч.1)
    Завтра, в день памяти Кирилла и Мефодия, мы будем отмечать и День славянской письменности, потому что именно благодаря деятельности святых братьев славянские племена, доселе не имевшие письменности, обрели ее. Об истории возникновения письменности у славян "Татьянину Дню" рассказывает профессор МГУ, доктор филологических наук А.А. Волков
    Пасхальный Гоголь
    Пасхальный Гоголь
    Традиции возрождаются; в этом году проходит уже 8-ой Пасхальный фестиваль, причем посвященный Н В. Гоголю. Но что во всех этих концертах гоголевского, спросите Вы...
    Болезнь ангелов. (Ч.2)
    Болезнь ангелов. (Ч.2)
    Наше человеческое благополучие - очень хрупкая вещь, очень временная. Когда люди узнают о болезни, понимают, что прежней жизни у них больше не будет, то первая реакция - это шок. Вот точка, которая раз и навсегда изменила жизнь.
    Болезнь ангелов. Ч.1
    Болезнь ангелов. Ч.1
    Это очень личный опыт. Еще один из опытов смерти в наших размышлениях о ее сути и месте в жизни каждого человека. В каком-то смысле тоже профессиональный, хотя наш собеседник не врач, не священник...
    Смотри, ибо сильные и младые умирают...
    Смотри, ибо сильные и младые умирают...
    Научный центр Рентгенорадиологии. Раковый корпус. Отец Аксий с подворья Соловецкого монастыря приходит сюда каждые две недели, чтобы причастить детей и их мам. Иногда покрестить или пособоровать. Страдание, боль, терпение и смерть совсем маленьких детей.
    Интронизация - патриарх на троне?
    Интронизация - патриарх на троне?
    Сам термин «интронизация» - по-церковно-славянски «настолование», буквально. «посаждение на трон/стол» - в первоначальном смысле слова обозначал не только поставления Патриархов, но всех вообще архиереев (епископов).
    Ветхий и Новый завет коммунистической партии
    Ветхий и Новый завет коммунистической партии
    Сочинения Карла Маркса и Фридриха Энгельса как ветхозаветный корпус текстов, произведения В.И. Ленина – новый завет марксизма. Мнение партии как предание. Так формируется канонический текст советской идеологии.
    Убогий - божий баловень?
    Убогий - божий баловень?
    Есть такая забавная штука – народная этимология. Смотрит носитель языка на слово и, видя знакомые части, судит о том, от чего слово произошло. Раз у-бог-ий – значит, «тот, кто у-Бога»...
    Памяти Игоря Сергеевича Чичурова
    Памяти Игоря Сергеевича Чичурова
    Трагически оборвалась жизнь одного из ведущих отечественных византинистов, историка Русской и Восточно-христианской Церкви, прекрасного эллиниста, талантливого источниковеда, знатока греческой палеографии и кодикологии, профессора, доктора исторических наук Игоря Сергеевича Чичурова.
    Нам не дано предугадать, как имя наше отзовется? Часть 2
    Нам не дано предугадать, как имя наше отзовется? Часть 2
    Философия имени (ономатология) о. Павла Флоренского, как и его философское учение в целом, имеет множество как сторонников, так и критиков. Мы начали обсуждение в первой части с анализа филологической ее стороны - связаны ли и как связаны значение слова и его звучание, почему и как дают человеку имя.
    Нам не дано предугадать, как имя наше отзовется?
    Нам не дано предугадать, как имя наше отзовется?
    О. Павел Флоренский был человеком Серебряного века и соотносился с мировоззрением, с философией, с художественным творчеством В. С. Соловьева, А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова и других художников своего времени. Поэтому, естественно, он проявлялся в своих философских и художественных построениях как писатель своего века, со своей символической философией. Можно ли теорию имени (ономатологию) о. Павла Флоренского считать научной? Насколько верно она отражает природу имени? Мы приводим мнение специалиста в области теории и философии языка, профессора филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александра Александровича Волкова.
    Философия имени
    Философия имени
    Продолжая тему значения имени и влияния его на характер, жизненный путь человека, предлагаем еще один материал-размышление об эссе о. Павла Флоренского "Имена": «Что в имени тебе моем?» - вопрошал поэт. «До имени человек не есть еще человек. Именем познается и выражается тип личности, - возражал философ. - Имя - это судьба». Проблема соотношения слова, имени и вещи - явление древнее, как само человечество.
    Платон и Аристотель: кто более матери-истории ценен?
    Платон и Аристотель: кто более матери-истории ценен?
    Все началось со случайного обрывка разговора: - Было бы лучше, если б в европейской культуре было больше Аристотеля; ее развитие пошло бы чуть по-другому... - Да, на русском до сих пор нет его хороших переводов... Покопавшись в своем скромном философском багаже, я обнаружила, что имена ученых-платоников приходят на ум как-то быстрее, от блаж. Августина до о. Павла Флоренского; а мистицизм и Средневековье воспринимаются почти как синонимы.
    Путевые осколки
    Путевые осколки
    Курск - типичный провинциальный городок. Главная улица - Ленина. Параллельно ей - Радищева. Кстати, на ней расположены здания университета: старое - классическое, с колоннами, фронтоном и прочими атрибутами, усадебное и тихое; и новое, с виду еще не достроенное вполне, не такое помпезное, как ГЗ МГУ, а уютное, под стать старому. Симпатичный небольшой университет.
    В основании преподавания Основ православной культуры должна лежать научная теория культуры
    В основании преподавания Основ православной культуры должна лежать научная теория культуры
    Нужно ли сегодня преподавать «Основы православной культуры»? Если недостаточно подготовленных преподавателей, имеющиеся учебники по курсу подвергаются жесткой и во многом справедливой критике, а многие родители протестуют? Может быть, стоит подождать, пока все эти проблемы будут решены? С этими вопросами мы обратились к завкафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ, д. ф. н., проф. Александру Александровичу Волкову.
    Любите ли вы Гоголя? Или Немного искусства в холодной Москве
    Любите ли вы Гоголя? Или Немного искусства в холодной Москве
    Дорогой читатель, видел ли ты выставку Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой, уже трижды продленную, этим летом? Мельчайшие чешуйки, почти пылинки, из которых складывается волшебство: ушки зайчонка из «Лисы и зайца», зябкие ручки Акакия Акакиевича из «Шинели». Давно ли ты вообще был в музее: на выставке «Россия – Италия», например?
    Современные римейки на древнерусские темы
    Современные римейки на древнерусские темы
    …смысл иконы, реалистической или древнерусской, не в том чтобы узнать, кто изображен, а в том, чтобы соответствующим образом духовно понять смысл этого изображения. Не сюжетно, а духовно. Что происходит с апостолами на Фаворской горе – вот в чем смысл иконы Преображения. И если вы видите, что изображен Бог, то это хорошо, а если вы этого не видите, и не ужасаетесь, и не падаете ниц, и при этом не чувствуете что это что-то такое, что даже словом трудно выразить, нечто очень трудное для эмоционального или логического изъяснения — что происходит на Фаворской горе с апостолами, когда они видятпреображающегося Спасителя? — если у вас от созерцания иконы появляется вопрос, это уже хорошо. А если вы видите живого человека, одного, и парочку живых людей других и еще парочку каких-то непонятно откуда спустившихся на облаках, то вы находитесь в сюжетном контексте, тогда уже не надо иконы, давайте кино смотреть.
    Эра милосердного телевидения
    Эра милосердного телевидения
    стала еще на шаг ближе. В первых числах июля и в Москве появился православный телеканал – «Спас». Негосударственный. Общественный. Созданный на частные деньги. Без утомительно-тупых и агрессивных юмористических программ и наивных попыток прорекламировать якобы питьевую воду (почему-то после 10 вечера). Без решения экзистенциальных вопросов, кто же все-таки пойдет за «Клинским» (а что это такое?) и вставать ли со стула в белой одежде в определенные дни.
    Колонка редактора
    Для современного человека неофитство – это проблема. А «неофит» звучит как неутешительный диагноз («юноша бледный со взором горящим» и всеми вытекающими последствиями для окружающих).
    Что читать неофиту?
    Что читать неофиту?
    Советы о. Владимира Вигилянского
    Талантливый человек в своем вдохновении, в конечной точке своего творческого порыва общается с Богом. Очень часто бывает так, что человек совершенно не религиозный, иногда атеистически настроенный, мало того, кощунник, как, например, Есенин, в своем творчестве может дойти до славословия Богу.
    Короли и капуста
    Как часто на вопрос в лоб: «А что вообще такое — ваша Церковь?» мы теряемся и начинаем смущенно и неловко (или по-миссионерски напористо, как бы защищаясь) объяснять словами катехизиса, что Церковь — это мистическое тело Христово, глава которой сам Господь, и — видим скептическую полуулыбку, а за ней — золото куполов, пышные ризы, императорская монументальность Христа Спасителя, величественно-дородные отцы, плывущие с умиротворенными лицами в кадильном дыме… А напоследок — как всегда! — черные лимузины в Чистом переулке.
    Все дороги ведут в Рим — к св. мц. Татиане
    Три юбилея – храма, Университета и газеты – как три матрешки, которые вставляются одна в другую. А ты ощущаешь себя самой крохотной матрёшечкой – той неразъемной, в самой глубине. А три большие обымают тебя как один многослойный универсум…
    Православный «андеграунд»: сокровище татьянинского подвала
    Январь 2005-го юбилейный не только для Университета и его домового храма. В этом месяце 10 лет назад родилась первая студенческая православная газета – «Татьянин день», газета православных студентов, преподавателей, выпускников Московского университета. Решив отметить это знаменательное событие, мы наведались к первому редактору ТД – о. Симеону (в миру – Владиславу Томачинскому), ныне насельнику Сретенского монастыря.
    Колонка главного редактора
    Колонка главного редактора
    Изменяя облик и стиль газеты, нам хотелось расширить ее аудиторию (а кто к этому не стремится?). «Татьянин день» — журнал-газета не только студентов, но уже давно — выпускников и преподавателей МГУ. Ведь ее создатели — прихожане университетского домового храма св. мц. Татианы. Т. е. те же студенты, аспиранты и профессура МГУ. Люди с университетским образованием. Люди Университета.
    Воцерковление в экстремальных условиях
    Воцерковление в экстремальных условиях
    «Христианству нельзя научиться, его можно выстрадать», — считает о. Андрей Воронин, выпускник географического факультета МГУ, директор Ковалевского детдома под Нерехтой, в Костромской области. В 2001 году группа его воспитанников, в возрасте от 9 до 14 лет, впервые поднялась на Эльбрус, часть из них взошла на Западную вершину (5642 м). О. Андрей отказался вносить рекорд в «Книгу рекордов Гиннеса» — его целью было «увидеть детей в условиях высокогорья». А дети в горах — психически больные, забитые жизнью волчата — расцветали буквально на глазах. Потом они рисовали акварели и писали стихи… А фильм про восхождение - «Флаг на вершине» - получил приз на фестивале горных и приключенческих фильмов «Вертикаль». Данное интервью с о. Андреем было взято незадолго до повторного восхождения на Эльбрус. Его главным событием стало совершение Божественной Литургии в день Преображения Господня, 19 августа 2004г., на восточной вершине Эльбруса.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru