rss

    священник Феодор Людоговский

    священник Феодор Людоговский
    Акафистный гипертекст. Ч. 4. Икосные рефрены
    Акафистный гипертекст. Ч. 4. Икосные рефрены
    Как нам отличить друг от друга два акафиста? Разумеется, по содержанию. А если мы не хотим или не можем заглянуть в сам текст? Тогда по названию. Ведь название для того и существует – чтобы снабдить каждый текст индивидуальным ярлычком.
    Акафистный гипертекст. Ч. 3. Строфические ключи
    Акафистный гипертекст. Ч. 3. Строфические ключи
    Применяя термин гипертекст к массиву акафистов, мы, разумеется, осознаем специфику богослужебного текста в сравнении с совокупностью электронных текстов, объединенных системой гиперссылок. Если взять в качестве примера Википедию, то мы увидим, что наиболее распространенный тип связи здесь – это слово (или словосочетание) как элемент одного текста, которое отсылает читателя к другому тексту как к целому. Внутри богослужебного гипертекста (и, в частности, акафистного гипертекста) преобладают связи другого типа.
    'Под гербовой моей печатью я кипу грамот сохранил…'
    «Под гербовой моей печатью я кипу грамот сохранил…»
    В марте 2011 года исполняется 250 лет со дня рождения видного деятеля народного просвещения первой трети XIX века, выпускника Московского университета Льва Федоровича Людоговского (1761–1838). О своем предке рассказывает постоянный автор нашего сайта священник Феодор Людоговский.
    Акафистный гипертекст. Ч. 2. Семиотический сдвиг
    Акафистный гипертекст. Ч. 2. Семиотический сдвиг
    В предыдущей публикации у нас, среди прочего, шла речь о том качественном сдвиге, который случился с массивом акафистов в ХХ веке после постепенного увеличения их количества в предшествующем столетии. Из суммативной системы (системы, которая, как обычно говорят, равна сумме своих частей) совокупность церковнославянских акафистов превратилась в целостную, или органическую, систему, которая представляет собой нечто большее, нежели просто набор элементов одной природы. Здесь уже крайне важными становятся связи между элементами, т. е. – в нашем случае – между различными акафистами.
    Акафистный гипертекст. В поисках равновесия
    Акафистный гипертекст. В поисках равновесия
    Мы начинаем публикацию цикла статей священника Феодора Людоговского о самом популярном ныне жанре гимнографии, о самых многочисленных молитвенных текстах – об акафистах. Сегодня речь пойдет о том, почему и как умножаются новые и переосмысляются древние акафисты.
    Сретение Господне: чей праздник?
    Сретение Господне: чей праздник?
    Сретение Господне входит в цикл праздников, объединенных общей темой Боговоплощения. Первый них – Благовещение Пресвятой Богородицы, 25 марта по церковному календарю. Мы воспринимаем этот праздник как прежде всего Богородичный, однако после слов Марии: «Да будет мне по слову твоему» – происходит то, что имеет самое прямое отношение к нашему Спасителю: Святой Дух нисходит на Пресвятую и Сын Божий становится Сыном Девы.
    Радостные тексты
    Радостные тексты
    Перефразируя известный афоризм, можно было бы сказать, что люди делятся на тех, кто не знает, что такое акафисты, и на тех, кто их не любит. В самом деле, резко отрицательное отношение к акафистам было характерно для святителя Филарета Московского и митрополита Антония (Храповицкого), для архимандрита Киприана (Керна) и священника Сергия Желудкова; подобные взгляды распространены и среди значительного числа наших современников. И всё же приведенная выше сентенция во многом неверна: имеется немало таких людей, которые постоянно читают акафисты дома и в транспорте, с удовольствием принимают участие в храмовом акафистном пении, а кто-то и сам создает новые гимны.
    Русский бунт и щит веры
    Русский бунт и щит веры
    В последнее время часто случается слышать о том, что в нашей стране наконец-то формируется гражданское общество, что летние пожары стали неким поворотным моментом в новейшей истории России. Действительно, люди стали самостоятельнее, они всё меньше оглядываются на власть, всё меньше возлагают на нее надежд и стараются делать всё сами: тушить пожары, искать заблудившихся в лесу детей, бороться с наркоторговлей, заботиться о сиротах. Но если чиновничья каста, сросшаяся с бизнесом, уж слишком сильно мешает жить, то народ четко формулирует свои требования – и вот уже президент приостанавливает строительство трассы через Химкинский лес, губернатор Петербурга неожиданно заявляет о поиске другого места для башни Газпрома, Егора Бычкова освобождают из-под стражи, а Дима Карпенко из Екатеринбурга едет в Москву на Кремлевскую ёлку.
    Переводы Писания: один, два или много?
    Переводы Писания: один, два или много?
    Многие из нас постоянно сталкиваются с необходимостью процитировать в научной или публицистической статье Священное Писание. Казалось бы, чего же проще: берем с полки Библию, открываем нужное место – и переписываем. Или (так на самом деле мы поступаем гораздо чаще) запускаем какую-нибудь библейскую программу (к примеру, Bible Quote), ищем, копируем, вставляем в текстовый файл.
    Призрак Оруэлла в богослужении
    Призрак Оруэлла в богослужении
    Пару недель назад в публикации Андрея Мановцева была затронута тема отношения христиан к монархии. Я не считаю монархию самоцелью, не воспринимаю ее как единственно возможную и правильную форму государственного правления. Однако элементарная справедливость и здравый смысл не позволяют оставить без внимания те странности, которые наличествуют в наших нынешних богослужебных текстах.
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста. Часть 4
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста. Часть 4
    Мы завершаем (см. часть 1, часть 2 и часть 3) знакомство с «тайными» молитвами литургии святителя Иоанна Златоуста, которые читаются предстоятелем от имени всей общины. Сами молитвы приводятся в русском переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота).
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста. Часть 3
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста. Часть 3
    Мы продолжаем (см. часть 1 и часть 2) знакомство со священническими молитвами литургии святителя Иоанна Златоуста, которые читаются предстоятелем от имени всего евхаристического собрания и потому должны быть осмыслены каждым участником общего дела.
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста. Продолжение
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста. Продолжение
    Мы продолжаем знакомиться с так называемыми тайными молитвами литургии святителя Иоанна Златоуста. В первой части речь шла о молитве «Достойно и праведно...» и о последующем возглашении священника и пении хора. Теперь обратимся ко второй молитве - «С сими и мы блаженными силами...» - и к дальнейшим возглашениям и песнопениям.
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста.
    Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста.
    Любой христианин, именующий себя воцерковленным, знает и понимает, что важнейшая церковная служба – это литургия, во время которой совершается таинство евхаристии – благодарения. Можно даже сказать, что литургия – это и есть евхаристия. Однако так сложилось (и уже очень давно), что центральная по смыслу, важнейшая часть литургии – анафора (т. е., в переводе с греческого, возношение) – недоступна для мирян: из замечательных по глубине и красоте молитв, связываемых с именами святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, предстоящие и молящиеся в храме лишь обрывки – повисающие в воздухе придаточные предложения и причастные обороты.
    Святая русская семья
    Святая русская семья
    В этом году исполняется 10 лет со дня прославления Русской Православной Церковью царственных страстотерпцев в лике святых. Канонизация семьи последнего российского императора имела как своих горячих сторонников, так и убежденных противников. Аргументы обеих сторон известны, в большинстве своем они весомы. Прославление состоялось, акт о канонизации содержал чрезвычайно аккуратные, выверенные формулировки. За прошедшее десятилетие страсти улеглись, и теперь мы можем задаться вопросом: кто для нас святые царственные страстотерпцы?
    Пятидесятницу празднуем
    Пятидесятницу празднуем
    Сошествие Святого Духа на апостолов стоит на границе двух периодов: здесь завершается евангельская история – и открывается история Церкви; подходит к концу пение Триоди – и приближается время Октоиха; совершается торжественное празднование, а с понедельника (понедельника Святого Духа) начинается новая жизнь.
    Днесь спасения нашего начало и свершение
    Днесь спасения нашего начало и свершение
    Благовещение – светлый весенний праздник – обычно приходится на Великий пост, из-за чего служба неизбежно носит довольно скромный, во многом покаянный характер (например, ради праздника вовсе не отменяется молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами). В разные годы Благовещение совпадает с разными днями поста, всякий раз поворачиваясь к нам всё новыми гранями, подчас довольно неожиданными.
    'Я клянусь, что стану чище и добрее…'
    «Я клянусь, что стану чище и добрее…»
    Сегодня – 25 лет со дня выхода на экран «Гостьи из будущего». В наши дни подобные сверхпопулярные фильмы нередко называют культовыми. В данном случае модное словцо будет уместным: героиня фильма Алиса Селезнёва и сыгравшая ее Наталья Гусева стали предметом поклонения всех мальчишек тогдашнего Союза. И вот уже прошло четверть века, однако те самые мальчишки, иным из которых уже за сорок, по-прежнему верны даме своего сердца. Конечно, влюбленность давно прошла, но осталась мечта. Мечта если не сейчас, то хоть когда-нибудь услышать Зов и – побежать в прекрасное далёко по дороге, на которой нет следа.
    'Вси насладитеся пира веры...'
    «Вси насладитеся пира веры...»
    Вот уже прошло две недели с начала Великого поста, до светлого Христова Воскресения осталось чуть больше месяца. И как всегда, в пасхальную ночь мы услышим огласительное (т. е. учительное, наставительное) слово, надписанное именем Златоустого святителя: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества...»
    Константин Философ: труды и плоды
    Константин Философ: труды и плоды
    Майские торжества, посвященные святым Кириллу и Мефодию, всегда слишком шумны и пафосны. Но сейчас, в феврале, посреди Великого поста, мы можем sine ira et studio поговорить о солунских братьях - об их трудах и о плодах этих трудов. Попробуем понять, что дал нам Константин Философ, память которого мы сегодня празднуем, и его брат-святитель и за что мы им благодарны.
    От поста до поста
    От поста до поста
    В этом году самая ранняя Пасха. Что это означает? Наиболее дальновидные из православных ответят: это значит, что Петровский пост будет длинным как никогда - 42 дня. Больше Рождественского, длиннее Великого. Но не будем заглядывать так далеко вперед. Думается, гораздо интереснее и полезнее посмотреть на тот промежуток, который отделяет два зимних поста друг от друга.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru