Архив номеров Татьяниного дня
«Татьянин день» № 4 (4)
Студенческая православная газета МГУ
Издается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
«Он сам был первым нашим университетом»
Весь номер в PDF-файле
1 сентября 1995
Как бывает, однако, с человеком, который, попав на плохого врача, боится довериться и хорошему, так было и с моей больной душой; она не могла излечиться ничем, кроме веры, и отказывалась от лечения, чтобы не поверить в ложь; она сопротивлялась руке Твоей, а Ты приготовь лекарство веры, излил его на все болезни мира и сообщил ему великую действенность.
Блж. Августин. «Исповедь»
1 сентября 1995
В античности считалось, что войны на земле являются всего лишь отражением войн на небе и исход битвы зависит от победы той или иной партии богов. Христианство принесло иное понимание: битва на небе уже завершилась, и сатана с его воинством был низвергнут в бездну Архангелом Михаилом. Каждый волен с помощью Божьей одержать победу над дьяволом и в своей душе — для этого он должен стать воином Христовым — но плоды этой победы станут явными лишь после Второго Пришествия Христа. Пока же дьявол по-прежнему может сеять зло, разжигать вражду, и поэтому земные войны в некотором смысле являются отражением войн невидимых, духовных, происходящих в душе каждого человека.
Перед вами рассказ человека, знающего о войне не понаслышке. Возможно, многие не согласятся с позицией автора, но мы и не претендуем на то, чтобы давать только строго выверенное и бесспорное мнение. Напротив, мы призываем к дискуссии.
1 сентября 1995
Последнее время вокруг имени Блаженнейшего Патриарха Сергия (Страгородского), его деятельности как главы Православной Церкви в один из тяжелейших — едва ли не самых тяжелых — периодов ее жизни ведутся громкие споры, раздаются оценки, порой, мало сказать, недоброжелательные... Считаю своим долгом поделиться следующими воспоминаниями, поскольку число моих сверстников (а мне уже за восемьдесят) весьма невелико и, кроме того, жизнь сложилась так, что я имела счастье общаться лично с Блаженнейшим Патриархом. Еще 20-летней девушкой я была направлена им на послушание к его духовному отцу, священнику Александру Звереву, а после ссылки последнего перешла под духовное руководство протоиерея Сергия Лебедева, несколько лет бывшего личным секретарем Патриарха.
1 сентября 1995
Из атеистов и стихийных язычников многие как-то разом превратились в неофитов, жаждущих говорить о Боге и Вере. Ладно уж, если бы наше доморощенное богословие не шло дальше кухни. Нет, мы добираемся до печатных страниц, кино- и видеокамер, радио- и телеэфира. Тогда свойственный новообращенцу непримиримый максимализм превращается в авторитарную точку зрения, что окончательно отпугивает и без того робких граждан. Эти размышления, в первую очередь касаются меня самой, поэтому, видимо, так долго не появлялась на страницах «Татьяниного дня» тема кино. Понятно, что кинематограф давно не является для нас «важнейшим из искусств» (в смысле идеологического прессинга), зато остается ведущим в масскультуре. Из обветшалых кинозалов зрители ушли в видеосалоны или просто смотрят все подряд, не выходя из собственной квартиры. Иной раз если сам не увидишь, перескажут соседи или сослуживцы по работе. Значит, архипелаг Кино надо исследовать, изучать его ландшафты и горячие точки. Как бы к кинематографу ни относиться — как к балагану или как к документу, — он остается свидетельством о человеке и эпохе. Наше кино — это наша история, наш миф, факт культуры (или бескультурья), в нем есть темы, которых нельзя не касаться. Нельзя не рассказать о друзьях, тем более тех, кого уже нет в живых. Нельзя не обратить внимание на какой-то действительно заслуживающий внимания фильм. Нельзя промолчать, когда на экране эстетизируется насилие. К тому же у кино юбилей — 100-летие...